44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература ирелигия).
Первыми отказались от исследования проблемы возникновения нового знания и положили начало изучению логико-методологических основ научного знания неопозитивисты. Таким образом, именно идеи неопозитивизма (1920—1950 гг.) оказали наибольшее влияние на научное мировоззрение и концепцию научности в XX веке. Среди основных представителей неопозитивизма (или логического позитивизма) были Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Фреге, А. Тарский, К. Поппер (ранний период).
Неопозитивисты считали, что цель науки состоит в «формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, не допускающим двусмысленности и невыразительности». В этой связи Витгенштейн выделял 5 положений:
Язык — суть граница мышления.
Мир только один — мир фактов и событий.
Предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.
Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.
Высшее невыразимо[7].
Таким образом, научным знанием у логических позитивистов считалось только такое знание, которое соответствует миру фактов и событий (описываемых естественными науками). Следовательно, возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем отвергалась, что выражалось в непризнании философии наукой, противопоставлении науки и философии (метафизики). «Истинность философских положений нельзя обосновать, потому что они бессмысленны» (Карнап). А. Дж. Айер в книге «Язык, истина и логика» говорил: непроверяемое положение познавательно бессмысленно. Отсюда, все положения делились на:
аналитические (логически необходимые и самодостаточные, например, «Тела протяжённы»);
синтетические (эмпирически проверяемые, например, «На столе лежит книга»);
бессмысленные, ненаучные, псевдоположения.
Логично, что главной демаркационной проблемой в неопозитивизме был поиск критериев, позволяющих провести границу между наукой и философией, отделив таким образом научное знание от ненаучного. В качестве такого критерия неопозитивистами был предложен принцип верификации (от лат. verus — истинный, facio — делаю), выражающийся в возможности проверки, подтверждения каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. То есть, согласно логическому позитивизму, научным можно считать только такое знание, содержание которого можно обосновать протокольными предложениями, истинность которых несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности.
При всех своих сильных сторонах, принцип верификации был подвергнут жесточайшей критике, в ходе которой обнаружились его серьёзные изъяны. Например, мы не можем высказать с достоверностью универсальное суждение типа «Все вороны черные», так как нереально пересчитать всех ворон в мире и проверить их цвет. Увиденные нами (две, десять, тысяча) черные вороны не доказывают, что не найдётся хотя бы одна белая. Более того, «парадокс» позитивизма заключается в том, что сам принцип верификации не поддается проверке и тем самым не может считаться научным.
Еще один критерий - Фальсифици́руемость — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.
- 1. Философия, ее специфика и место в культуре.
- 2. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.
- 3. От мифа к логосу. Возникновение первых философских систем античности.
- 4. Космоцентризм античной философии, главные представители.
- 5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеи Гераклита.
- 6. Философия пифагорейцев.
- 7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.
- 8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
- 9. Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.
- 10. Теория идей Платона
- 11. Модель идеального государства Платона.
- 12.Метафизика Аристотеля.
- 13. Этическое учение Аристотеля.
- 14. Философия стоиков и эпикурейцев.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 41. Сравнение классического и современного типов философствования
- 42.Иррационализм и антисциетизм.
- 43. Позитивистская философия в 19-20вв.
- 44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
- 45.Феноменология
- 46.Экзистенциализм
- 47.Герменевтика
- 48.Основные направления и главные проблемы отечественной философии 19в.
- 50.Философия в России после 1917 года.