logo
Шпоры по философии

45.Феноменология

Общие замечания. Термин «феноменология» использовался достаточно давно для обозначения раздела философии, занимающегося исследованием феноменов (то есть явлений). Но, в силу весьма специфического (философского) понимания понятия «явления», феноменология никогда не занималась научным описанием явлений, а была нацелена на исследование предметного воплощения духовной сущности человека; грубо говоря, феноменология изучает то, как сознание человека порождает те или иные явления. Это означает, что феноменология возможна лишь в идеалистической философии - действительно, этим термином активно пользовался Гегель, но ни у Фейербаха, ни у Маркса он не встречается.

В принципе, основателем феноменологии можно считать Канта (см. 4.5.2), продолжателями традиции - всех немецких философов первой половины XIX века.

Одним из основных представителей этого течения был Эдмунд Гуссерль, (1859 - 1938) родился в Германии; был учеником известного математика Вейерштрасса и в молодости занимался исследованиями по философским основам математики, приведшим к феноменологии.

В начале XX века философ примкнул к одному из кружков.Вскоре такие кружки обзавелись собственными журналами, в одном из которых и был опубликован один из основных трудов Гуссерля - «Философия как строгая наука» (1910). Однако Первая Мировая война положила конец этим сообществам.

Возрождение феноменологии после войны уже напрямую связано с именем Гуссерля. Он создает кружок, который продолжает существовать до начала 30-х годов и окончательно распадается только после прихода к власти фашистов. Между тем Гуссерль продолжает преподавать и при новой власти, издаёт свою книгу «Картезианские размышления» (1931), но к 1938 году и он перестаёт терпеть происходящее в Германии, бежит в Австрию, где в том же году умирает.

Философия арифметики. Итак, творчество Гуссерля начинается с поиска основ арифметики: в «Логических исследованиях», приходит к интересным вещам: он объявляет, что для сознания понятие и предмет неразличимы; другими словами, для сознания имеет смысл содержание понятия, которое автоматически приводит к возникновению предмета в нашем сознании, то есть кажущемуся существованию предмета. Но есть понятия, которым не соответствуют реальные предметы, - наше сознание способно мыслить и их, не отличая от реально существующих. Это означает, что существует некая специальная сила - направленность сознания на предмет, интерес сознания; Гуссерль называет эту силу интенциональностью.

Идея интенциональности была не оригинальным изобретением Гуссерля, а заимствованием у математика (и по совместительству философа) Больцано; что, впрочем, не умаляет заслуг Гуссерля по созданию принципа феноменологической редукции.

Феноменологическая редукция. Поворотным моментом во всей феноменологии является появление принципа феноменологической редукции, впервые сформулированного Гуссерлем в 1907 году. Суть этого принципа состоит в том, что при анализе акта сознания мы игнорируем всё, что не приведёт в результате к пустоте; в частности, мы игнорируем акт постижения, его предпосылки, интенциональность сознания, то есть и сам субъект познания.

Кризис европейских наук. Выводы о кризисе европейских наук сменяются выводами о глубоком кризисе европейской цивилизации вообще: причина, по мнению Гуссерля, заключается в том, что традицией европейского образования всегда было универсальное, всестороннее обучение, подмена которого образованием специализированным ведёт к глубокому кризису. Итак, европейский человек болен, ему срочно требуется новая философия, способная дать универсальное знание об основах бытия - метафизика; соответственно, отвергающий метафизику позитивизм строго противопоказан; зато весьма «полезна» феноменология.