42.Иррационализм и антисциетизм.
Представители: Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше.
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) родился в Гданьске в семье зажиточного купца и получил философское образование в Гёттингенском университете. В 1811 году философ переезжает в Берлин и начинает создавать собственную философскую концепцию.
Шопенгауэр читает лекции в Берлинском университете, которые, однако, оканчиваются полным провалом - все шли слушать Гегеля.
Огорчённый неудачей, философ в конце 20-х годов покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне, ведя жизнь буржуа-рантье. Мыслитель вновь становится популярен в период нестабильности после революции 1848 года.
Мир как представление. Исходной посылкой философии Шопенгауэра стала нелюбовь к существующим рационалистическим концепциям - в частности, учению Гегеля; по мнению мыслителя, философия стала инструментом заработка и служанкой государства, позволяющей оправдывать любые действия и обосновывать любые тезисы.
Такова пессимистическая реакция на происходящие события - войны Наполеона и кровавую французскую революцию. Появляется новое учение - призыв отказаться от поисков рационального, раз всё вокруг так ужасно и неразумно.
Итак, мир объявляется нашим представлением; но это уже не ново. Шопенгауэр просто повторяет Канта: представление - совокупность субъекта и объекта; субъект - тот, кто познаёт сам и не познан никем. Объект обусловлен априорными формами сознания; отличие от Канта лишь в том, что категорий всего три - пространство, время и причинность. Оригинальность : весь мир существует только в нашем представлении, а потому единственная реальность - причинная связь между нашими представлениями.
Мир как воля.
Вокруг нас и мы сами - проявления Воли; но Воля, как и инстинкты животных, слепа и иррациональна: она не имеет ни плана действий, ни конечной цели этих действий. При этом Воля вечно не удовлетворена тем, что есть, - и она вынуждена пожирать себя, ведь в мире нет ничего кроме Воли. Соответственно, разные проявления Воли всё время борются друг с другом - и нет у этого процесса конца. Такова причина всех мировых несчастий.
Что же делать? «Просвечивает» только один выход - пойти против Воли, направить Волю против себя, то есть направить против себя свою же волю. Достигается это путем эстетического созерцания мира, которое приводит к успокоению воли, заставляет забыть о страдании.
Идеал Шопенгауэра - аскет, находящийся в состоянии полного отрешения от мира, то есть нирваны; здесь проскальзывают восточные мотивы - и это не случайно, мыслитель увлекался восточной, в особенности, буддистской философией.
Серен Кьеркегор родился в Копенгагене в семье очень религиозного коммерсанта, с 1830 по 1835 годы изучал философию, литературу и историю в Копенгагенском университете.
В 1836 году произошло существенное изменение взглядов будущего философа на жизнь - в это время и начался моральный надлом, за несколько лет превративший нормального человека в глубоко религиозного затворника. Причины этого полностью не выяснены, но, вероятно, имело место психическое расстройство. Кьеркегор жил на деньги, доставшиеся в наследство от отца, писал и издавал за свой счёт книги, которые, впрочем, не пользовались популярностью. Вероятно, философ был бы благополучно забыт, если не странная близость к возникшему 80 годами позже экзистенциализму, возродившему интерес к датскому затворнику, который умер в возрасте 42 лет от умственного и физического истощения (деньги отца к тому времени благополучно закончились).
Философия Единичного. Кьеркегор утверждает принцип полного субъективизма мышления и неразумности бытия. Основная новация философа связана с введением понятия Единичного, которое становится ключевым во всей концепции; итак, Единичный - конкретный человек, которому только и присуще существование, переживание, возможность выбора. Под существованием при этом понимается борьба противоположностей. При этом выбор является внезапным, интуитивным и сверхразумным поступком воли.
Кьеркегор выделяет три стадии бытия Единичного: эстетическую, этическую ж религиозную. На эстетической стадии действия человека нецеленаправленны; он является игрушкой в руках собственных эмоций, чувств и страстей.
На этической стадии человек начинает задумываться о смысле своей жизни, пытается руководствоваться принципами морали и долга, дабы разграничить добро и зло, делая безусловный выбор в пользу первого. Но такой человек быстро приходит к противоречию. Между тем, нравственное сознание не способно понять причину возникшего противоречия до тех пор, пока не поставит себя в ситуацию грешника, изначально виновного перед Богом. Так происходит переход к религиозной стадии существования Единичного.
Единичный и Бог. Итак, начало религиозной стадии связано со стремлением к Богу, которое сразу порождает новые противоречия: бесконечности Бога и конечности человеческого тела, расхождений в указаниях Бога (вечного) и моральных законов (временного). Он называет это парадоксом.
Из этой парадоксальности делается вывод о бесполезности поиска всякой истины - ведь она тоже парадоксальна; есть только один выход - сделать выбор и не обращать внимание на всё то, что ему противоречит (правда, одна истина всё же есть - абсолютная свобода Единичного). Кьеркегор убеждён в необходимости религиозного взгляда на мир; впрочем, другие люди могут иметь совсем другую убеждённость.
Итогом метаний становится глухое беспросветное отчаяние, которое и выявляет смысл понятия «Единичный» - единичность заключается не одиночестве человека среди мира, а в том, что он абсолютно несчастен и одинок в своём несчастье.
Фридрих Ницше (1844 - 1900) родился в деревне; изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге. В 24 года его приглашают на кафедру классической филологии Базельского университета в Швейцарии. С 1878 года не работает и странствует по Швейцарии - другого места жительства он теперь иметь не мог по причине тяжёлой болезни, требовавшей постоянного пребывания в местах с высокогорным климатом. В 1883 Ницше прекращает странствия и поселяется в городе Рапалло на севере Италии. Работа окончательно подорвала здоровье Ницше, приведя к душевному расстройству. С 3 января 1889 мыслитель находится в доме для сумасшедших и остаётся невменяемым до самой смерти.
«Рождение трагедии». Молодой Ницше находится под сильным влиянием философии Шопенгауэра и воспринимает мир как жестокую и слепую иррациональность. Основанием для такого утверждения становится утверждение интеллекта и фантазии как главных природных средств восприятия мира; тем не менее, люди создают собственные средства описания мира - язык и логику. Полностью избавляться от языка уже поздно, но нужно сделать это хотя бы частично - обратиться к искусству, языку образов. Наблюдая объекты искусства, мы понимаем, что они не отражают действительность, в отличие от науки, воспринимаемой как объективная реальность.
Ницше обращается к досократической Греции. Именно здесь философ обнаруживает две различные тенденции: дионисийскую (чувственную) и аполлоновскую (разумную, размеренную, оформленную). Поэтому следует обратиться к самой ранней греческой трагедии - только там можно найти истинный размах чувств, позволяющий освободиться от иррациональности современной жизни. Так происходит «рождение трагедии».
Но что же происходи после смерти трагедии в середине V века до н. э.? Люди отказываются от чувственности, того, что естественно, а это приводит к быстрому упадку. Сократ и Платон пытаются остановить упадок, встав на путь рациональности, но это не выход: нельзя победить декаданс, объявив ему войну - это всеобщий процесс, против которого человек бессилен.
Нигилизм. Ницше разделяет два вида жизненного пессимизма: романтический, характерный для побеждённых, и трагический, к которому стремится сам философ. Трагический пессимизм сводится к признанию трагичности современной жизни, но одновременно содержит немало позитивного - стремления к утверждению единоличной власти человека как главного героя греческих трагедий. Итак, теперь реализуется позиция, диаметрально противоположная Шопенгауэру: человек должен не победить Волю, но победить себя, то есть общественные нормы и законы, стать человеком - полноценным самостоятельным существом, а не рабом невнятных жизненных рамок. Именно поэтому реализуется всеобщее отрицание - тотальный нигилизм, - который, однако, призван вести к сугубо позитивной цели становления человека как такового.
Ницше решительно отвергает все предшествующие философские концепции: он против позитивизма, историцизма, религиозной морали.
По его мнению, «мы сами убили Бога» как идеала человека, как свободного и полного чувств существа, а на смену Богу идёт Сверхчеловек.
Мир и Сверхчеловек. Философ утверждает необходимость воли человека взамен всякой другой необходимости. В мире царит воля человека – воля, всякий прогресс - не более чем модная идея.
Итак, Бог мёртв и теперь нет ничего страшнее, чем грешить против человека. Раньше все мы были равны перед Богом и были толпой, но теперь Бог умер - и никто не хочет оставаться равным среди приниженных. Значит, кто-то из толпы должен возвыситься над остальным, стать настоящим человеком, то есть Сверхчеловеком на фоне остальных людей. Именно из-за учения о Сверхчеловеке философию Ницше часто считают прелюдией фашистской идеологии.
- 1. Философия, ее специфика и место в культуре.
- 2. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.
- 3. От мифа к логосу. Возникновение первых философских систем античности.
- 4. Космоцентризм античной философии, главные представители.
- 5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеи Гераклита.
- 6. Философия пифагорейцев.
- 7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.
- 8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
- 9. Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.
- 10. Теория идей Платона
- 11. Модель идеального государства Платона.
- 12.Метафизика Аристотеля.
- 13. Этическое учение Аристотеля.
- 14. Философия стоиков и эпикурейцев.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.
- 22.Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания.
- 23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.
- 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах.
- 25. Принципы рациональной философии р. Декарта.
- 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.
- 27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли.
- 28 Монадология г. Лейбница.
- 29. Философия Просвещения и метафизический материализм.
- 30 Новоевропейский скептицизм. Агностицизм д. Юма и и. Канта.
- 41. Сравнение классического и современного типов философствования
- 42.Иррационализм и антисциетизм.
- 43. Позитивистская философия в 19-20вв.
- 44. Проблема демаркации научных и ненаучных знаний. Принципы верификации и фальсификации.
- 45.Феноменология
- 46.Экзистенциализм
- 47.Герменевтика
- 48.Основные направления и главные проблемы отечественной философии 19в.
- 50.Философия в России после 1917 года.