Занятие 2
Генезис, основные этапы и круг проблем античной философии.
Натурфилософия досократической философии.
Философия Платона и Аристотеля.
Философия эллинизма: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
Античная философия государственного управления
Темы рефератов
Концепция атомизма в древнегреческой философии
Понятие космоса в досократической философии
Проблема первоначала в философии досократиков
Проблемы государства и государственного управления в философии Аристотеля
Проблемы государства и государственного управления в философии Платона
Римский стоицизм (Л. Сенека, Марк Аврелий).
Софисты и софистика
Феномен Сократа в античной философии
Литература
Аристотель. Политика. Афинская полития. /Предисл. Е.И.Темнова. – Мысль, 1997. – 458 с.
Асмус, В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 400 с.
Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля : пер. с лат. и древнегреч. – Москва: АСТ, 2003. – 830 с. – (Классическая мысль)
История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.
Платон. Государство. Законы. Политик /Предисл. Е.И.Темнова. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.
Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч. / Платон. – М.: АСТ, 2002. – 240 с. – (Серия "Философия. Психология"; Вып. 5).
Целлер, Эдуард. Очерк истории греческой философии: [пер. с нем.] / Э. Целлер. – Москва: Канон, 1996. – 336 с. – (История философии в памятниках).
Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.
Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. / под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. Ч. 1. С. 101-247
Чуешов В.И. Философия государственного управления в древнем мире: монография. – Минск: изд-во АУ, 2008.
Основные положения темы
1. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) возникла в конце VI – начале V в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями европейского рабовладельческого общества. Возникшая из мифологического сознания античная философия в своем развитии прошла три этапа: досократовский, классический, эллинистический. К первому этапу относятся: милетская школа, элейская школа; пифагорейская школа; его представителями были Гераклит Эфесский, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Главной особенностью этого этапа развития античной философии был поиск ответов на вопрос о первооснове всего сущего. Его основным принципом было положение о том, что мир должен быть понят исходя из него самого. На этом этапе был совершен прорыв человеческой мысли от мифа к логосу.
2. Первый период античной философии охватывает время с VI до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, именуются досократики.
Философия этого периода начиналась с поиска ответов на вопросы, уже поставленные в мифологии, – о происхождении и первооснове мира. Философия, однако, их в рационально-критическом виде и сумела найти их принципиально новое решение с помощью учения о разнообразных первоначалах (архе). Важнейшим представителем данного периода является Сократ.
Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение в устной форме, в форме бесед, диалогов, споров, дошли до нас в изложении его учеников, прежде всего, Платона. С именем Сократа принято связывать поворот в истории мировой философской мысли к изучению человека. Этот поворот иногда называют антропологическим. «Познай самого себя» – основной лозунг Сократа – был своеобразной визитной карточкой этого поворота. Сократа интересовали не вопросы о сущности мира в целом, а проблемы добродетели, морали, права. Основной принцип сократовской философии: знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины в диалоге.
3. Платон (428/427 – 347 до н.э.) – выдающийся ученик Сократа, создатель концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб философии сыграли его теории идей, бессмертия души, познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона была обоснована необходимость отказаться от некритического доверия к показанию чувств, данным человеческого чувственного опыта в пользу чисто рационального постижения мира. Мир платоновских идей мог быть схвачен лишь с помощью интеллекта, т.к. был умопостигаемым, умозрительным. Первоосновой мира, по Платону, являются идеи, или эйдосы, представляющие собой модели, порождающие образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, или своеобразный эталон, в соответствии с которым он изготовлен. Если конкретная вещь конечна и изменчива, то идея (эйдос) – вечна, не подвержена разрушению. Высшими идеями, или эталонами существования общества, являются этические и политические принципы – благо (добро), прекрасное, справедливость.
Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо от человека. Он называется бытием. Идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, однако между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, и его гносеология была построена на этой вере. Сущностью процесса познания древнегреческий мыслитель считал анамнезис – воспоминания. Он утверждал, что душа человека в процессе познания припоминает то, что она до своего воплощения в теле человека созерцала, находясь в мире идей.
Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н.э.), основатель Афинской школы, получившей название «Ликей». Творчество Аристотеля было энциклопедично разносторонним. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Центральную часть его наследия образует все же философия, первая философия, названная через несколько веков после его смерти метафизикой. Первая философия, или метафизика Аристотеля, была наукой «о причинах и началах». Под бытием Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая взаимодействовала и с перводвигателем – божественным умом и идеальной формой. В философии государственного управления Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал достойными существования, или правильными: монархию, аристократию и политию, а три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию.
4 Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм – философские школы эллинистической эпохи, в которых всесторонне исследовались проблемы личной жизни человека. Невозмутимость, покой, безмятежность являются идеалом человеческой жизни для скептиков. У стоиков человек должен во всем следовать природе. По их мнению, рок, судьба управляют миром, а от человека требуется достойно держать удары судьбы. Цель счастливой жизни заключается, по Эпикуру, в душевном спокойствии (атараксии). Душевное спокойствие – состояние, при котором человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
5. Теоретическое наследие Аристотеля имеет большое значение для современной социальной философии, теории и практики государственного управления. Сначала сочинения представителей классической философии древнего мира Платона, а затем и Аристотеля оказали определяющее значение на формирование и развитие последующей европейской классической философии. Работы Аристотеля – «Политика» (8 книг), «Никомахова этика» (10 книг), «Афинская полития», «Экономика» (3 книги), «Поэтика» вошли в золотой фонд источников по современному осмыслению феномена политики, экономики, природы государства и государственного управления, эстетики.
Особое значение в творческом наследии Аристотеля имеют работы по философии государственного управления - «Политика» и «Афинская полития». «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, напоминающее «Государство» или «Законы» Платона. Второе – почти конкретно-социологичекий анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V века до н.э. (первая часть) и конца IV века до н.э. (вторая часть). Подчеркнем, что и то, и другое произведение в сильной степени связано с философским исследованием реальной жизни греческих полисов, и они «пропитаны» духом античной эпохи.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания