Занятие 2
1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
2. Структура и динамика научного познания.
3. Понятие метода и методологии науки. Основные методы и формы научного познания.
Темы рефератов
Наука в контексте современной культуры.
Наука и ненаучные формы знания
Наука и религия: проблемы взаимоотношения
Наука и современные формы рациональности
Природа и типы научных революций
Проблема научной рациональности и ее современные интерпретации
Традиции и революции в истории науки.
Литература
Бабосов, Е. М. Философия науки и культуры / Е. М. Бабосов; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 582 с.
Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В. Ф. Берков. – Москва: Новое знание, 2004. - 336 с.
История и философия науки: учебное пособие / [Б. Т.Алексеев [и др.]; под ред. А. С. Мамзина. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008. – 304 с.
Лукашевич, В. К. Философия и методология науки: учебное пособие / В. К. Лукашевич. – Минск: Современная школа, 2006. – 320 с.
Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / [А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова; Белорусский государственный университет. – Минск: Асар, 2007. – 384 с.
Философия науки: учебное пособие для вузов / [С. А. Лебедев [и др.]; под ред. С. А. Лебедева. – Москва: Академический проект, 2006. – 736 с.
Яскевич, Я. С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену / Я. С. Яскевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 656 с.
Основные положения темы
1.Наука – это форма познавательной деятельности человека (ученого) (наряду с искусством, религией и т.д.), специфической функцией которой является получение объективных и истинных знаний. Наука также является социальным институтом и формой жизни. Результатом познавательной деятельности ученого является научное знание.
Объективно-истинное и (или) системно организованное, обоснованное знание издавна принято называть научным знанием. Вместе с тем, далеко не всякое истинное и объективное, системно организованное или обоснованное знание является научным. Наряду с научным, имеются многообразные формы ненаучного (не-, псевдо-, антинаучного и т.п.) знания – мифологическое, религиозное, художественное, повседневное и др.
Научные знания – это знания особого рода. Их следует отличать от обыденных, или житейских знаний. Основные специфические признаки научных знаний – их объективная истинность (то есть отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти познающего субъекта) и логическая обоснованность (то есть включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов).
2. В структуре научного познания выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования.
Эмпирический (от «empiria» – опыт) уровень непосредственно связывает научное исследование с практикой, чаще всего представляет собой опытно-экспериментальное познание. Эмпирическое научное познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. Формами эмпирического уровня научного исследования являются: научные данные и научные факты, а методами эмпирического исследования - наблюдение, измерение, предметное моделирование, эксперимент.
Теоретический уровень (от греч. «theoria» – рассматриваю, исследую) научного исследования направлен на изучение фундаментальных закономерностей объективного мира. Формами теоретического уровня научного исследования являются: научная проблема, гипотеза, теория, научная картина мира;
3. Метод (от греч.methodos – путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методах и формах познания и преобразования мира называется методологией. В философии науки методология научного познания уже в Новое время заняла важное место. Тогда же возникло и представление о том, что в науке человек с большими способностями, но не имеющий хорошего метода добьется меньше того, способности которого скромнее, а используемый метод лучше.
Научные методы можно классифицировать, разделить на различные группы по разным основаниям. В науке и жизни различают, например, методы общие и специфические, практические и теоретические, качественные и количественные.
0бщими называются методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими – те, которыми пользуются в том или ином виде познавательной деятельности. К первым относятся: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др. Их роль велика не только в обыденном, но и научном познании. К специфически научным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, а также гипотетико-дедуктивный метод и формализация, моделирование и аксиоматизация, исторический и логический методы, метод восхождение от абстрактного к конкретному и др. Некоторые из перечисленных методов, например, гипотетико-дедуктивный, были осмыслены еще в науке и философии Нового времени (Галилеем). В изучение природы логического метода, а также метода восхождения от абстрактного к конкретному большой вклад внесли Гегель и К.Маркс. В исследовании природы методов формализации и аксиоматизации велика заслуга философии неопозитивизма.
В конце XIX – XX вв. важнейшее место в научном познании стал занимать системный метод (подход), в основе которого лежит исследование объектов как систем различной степени сложности. Система (от греч. systēma – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя качественную целостность объекта. В современной науке системный, а также структурно-функциональный, кибернетический, синергетический подходы выступают важнейшими методологическими парадигмами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания