logo
Философия-2009-уч

Занятие 2

1. Проблема человека в философии экзистенциализма.

2. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

3. Философия постмодернизма

Темы рефератов

  1. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс)

  2. Неопротестантизм (К.Барт, П.Тиллих)

  3. Неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон)

  4. Особенности неклассической философии и её основные направления (неомарксизм, феноменология, аналитическая философия)

  5. Постмодернизм: основные представители и круг проблем

  6. Проблема человека в философии экзистенциализма (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр)

  7. Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв. (философская герменевтика, структурализм, постструктурализм)

  8. Философские взгляды Ж.Бодрийяра

  9. Философские взгляды Ж.Делеза

  10. Философские взгляды Ж.Дерриды

  11. Философские взгляды Ж.Лиотара

  12. Философские взгляды К.Барта

Литература

  1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

  2. Современная западная философия: учебное пособие для вузов / [Т. Г. Румянцева [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2000.– 493 с.

  3. Хайдеггер, Мартин.  Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы: [пер. с нем.] / М. Хайдеггер. – Минск: Современное слово, 1998. – 384 с.

  4. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.

Основные положения темы

  1. Теоретическими источниками философии экзистенциализма были учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, в которых был показан ограниченный характер притязаний человеческого разума на монополию в постижении предельных оснований бытия человека. На формирование философии экзистенциализма серьезное влияние оказал феноменологический метод Э. Гуссерля. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования. Экзистенция – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого она приобретает неповторимую уникальность и индивидуальность и которая проявляется в специфических эмоциональных переживаниях человека. Представителями философии экзистенциализма были немецкие ученые М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские мыслители Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для Сартра, например, свобода – высшее понятие философии, синоним экзистенции; она – выбор человеком собственного бытия. Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно, учил Сартр, и свободно примириться с какой-либо конкретной жизненной ситуацией, и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не всегда нужны практические действия.

2. Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями (конфессия - вероисповедание). Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, неоавгустинизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, "теология кризиса" и "новая радикальная теология". В рамках православия сформировались "академическая философия", "метафизика всеединства", а также философия "нового религиозного сознания". Следует подчеркнуть, что сегодня философские идеи разрабатываются также с использованием догм ислама, буддизма и других религий.

Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом. Заметную роль в современной религиозной философии играет персонализм. Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи и положения средневекового философа схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представителями являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Персонализм – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность, первооснова бытия. В религиозной философии сложились противоположные тенденции – обновления и догматизации символа веры. Традиционалисты, не поддерживая перемен, недовольны тем, что современная церковь становится слишком открытой миру. Их оппоненты, наоборот, недовольны догматичностью, робостью предпринимаемых современной церковью реформ.

3. Термин «постмодерн» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Деррида (1930 - 2004), Жорж Батай (19871962), Жиль Делез (1925—1995 Ричард Рорти (род. 1931) и др.

Первую собст­венно философскую работу, в названии которой при­сутствовало понятие постмодернизма, написал Ж.-Ф.Лиотар (род. 1924). Ее название "Ситуация постмодерна" (1979). Разбросанный в текстах разных ученых постмодер­низм сегодня еще не всегда складывается сам по себе в еди­ное философское целое.

Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр.

Принципы и правила постмодернистского осмысления культурных и философских традиций предельно свободны, их теоретики (и практики) поэтому отказываются от многих философско-эстетических ка­тегорий, понятий и принципов традиционного философского мышления и заменяют их неоднозначно трактуемым рядом как бы новаторских (во всяком случае по названию) принципов и понятий: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и т.п., – формируя на с их помощью некое новое смысловое поле и игровое пространство (систему культурного пространства).

Оценивая постмодернизм как некоторое целостное явление, полезно иметь в виду, что присущая этой философской тенденции эклектичность не позволяет видеть в ей целостную философскую концепцию. В то же время постмодернизм сохраняет претензии на статус идеологии информационного общества, глобализации, пытаясь освободить мышление от упрощающих схем и стереотипов, отживших мифологем.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4