Занятие 4
1. Западноевропейская философия XVII в. Эмпиризм и рационализм
2. Философия эпохи Просвещения
3. Немецкая классическая философия. «Критическая философия» И. Канта.
4. Философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха
Темы рефератов
«Гносеологическая революция» И. Канта
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Рационалистическая философия Р. Декарта
Теория общественного договора Т. Гоббса
Учение о естественном праве и государстве Дж. Локка
Учение о праве и государстве И. Канта
Ф. Бэкон об идолах и идеалах познания
Философия государства и права Г.Ф. Гегеля.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Этическое учение И. Канта
Литература
Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
Бэкон, Фрэнсис. Фрэнсис Бэкон. Жизнь. Мировоззрение. Мысли. Максимы. Афоризмы / [перевод с английского]. – Минск: Современное слово, 1998. – 352 с.
История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.
Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1994.
Соколов, Василий Васильевич. Европейская философия ХV-XVIІ веков: учебник / В. В. Соколов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1996. – 400 с.
Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. – М., 1995.
Основные положения темы
Западноевропейская философия ХVII в. являлась идеологией формирующегося буржуазного общества. Ее важнейшей особенностью было мировоззренческое и методологическое обоснование идеалов свободы, равенства и братства. Объектом изучения данной философии была наука – прежде всего, экспериментальное естествознание, а также математика и используемые в них методы исследования. Родоначальниками европейской философии Нового времени были английский мыслитель Френсис Бэкон и французский ученый Рене Декарт. Бэкон доказывал, что индукция – метод восхождения от частых фактов к общим принципам – единственно научный метод исследования. Он был представителем философского эмпиризма. Декарт связывал научное познание не с экспериментальным естествознанием, а с математикой, логикой и дедукцией, т.е. методом выведения из бесспорных истин общих принципов. Философия Декарта, связанная с углубленным изучением дедукции как метода выведения частных следствий из общих принципов, была рационалистической. Заметными представителями философского эмпиризма в Новое время были Т. Гоббс, Дж. Локк. Они исходили из убеждения о том, что материя является первичной по отношению к сознанию. Их последователи и критики Дж. Беркли и Д. Юм были представителями идеалистического эмпиризма. Идеи рационализма Декарта продолжали и развивали Б. Спиноза и Г. Лейбниц.
Эмпиризм и рационализм ХVII в. получил дальнейшее развитие в философии Просвещения ХVIII в. Эта философия была тесно связана с обоснованием претензий человеческого разума на роль высшего арбитра в делах общества и спорах между людьми относительно устройства общества и природы человека. Французские философы – просветители ХVIII в. систематизировали известные им достижения человеческого разума, подготовив многотомную энциклопедию искусств, наук и ремесел.
Немецкой классической философией в узком смысле этого слова называется совокупность учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Все они поддерживали и творчески развивали установки философии Нового времени. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 – 1804) в первый период своего творчества был последовательным сторонником идей французского Просвещения ХVIII в. Этот период его творчества обычно называют докритическим. Пересмотрев принципы философского исследования, Кант, по собственным словам, совершил коперниканскую революцию в философии. Ее суть состояла в том, что познание человека стало рассматриваться как результат активной деятельности человека, его творчества. Второй период в творчестве И. Канта получил название критического. В этот период Кант дал развернутые ответы на следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?». Отвечая на первый вопрос, он приходил к агностицизму, доказывая, что вещи в себе являются принципиально непознаваемыми для человека. Отвечая на второй вопрос, Кант сформулировал идею под названием «категорический императив», т.е. безусловное требование, согласно которому поступать следовало таким образом, чтобы максима (правило) твоего поведения было всеобщим законом. Давая ответы на третий вопрос, Кант обращал свои взоры к красоте и Богу. Наиболее полным ответом на четвертый вопрос была вся кантовская философия в целом, а ее кратким воплощением идея о том, что человек всегда должен быть целью и никогда средством.
Продолжателем и критиком идей Канта в философии был Гегель (1770 – 1831). Он был представителем объективного идеализма, диалектического мировоззрения и методологии. Согласно Гегелю Абсолютная идея – первооснова мира. Она не является неизменной, саморазвивается, а источник ее развития – противоречие. Сложный путь интеллектуального путешествия Абсолютной идеи Гегель описал с помощью системы категорий философии. Эти категории раскрывали переходы количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, восхождение от абстрактных и односторонних моментов Абсолютной идеи к их конкретному знанию, или системе абстракций и т.п. Философия Гегеля была своеобразной энциклопедией философских наук. Ее онтологией являлась философская логика, которая одновременно была и теорией познания. Важное место в философии Гегеля занимали философия природы, права (она охватывала проблемы морали, нравственности, семьи, государства), религии, искусства, истории философии. Система философии Гегеля не только казалась его современникам, но и на самом деле была столь грандиозной и внушительной, что давала основания рассматривать ее чуть ли не в качестве последней из возможных систем философии, или, говоря другими словами, высшей точки развития классической философии. После Гегеля дальнейшее развитие философии оказалось связанным с необходимостью всесторонней критической оценки системы и метода гегелевской философии и, прежде всего, преодолением ее спекулятивного (умозрительного) характера, реализованного в ней растворения человека и его индивидуальности в стихии сознания и общества.
Характерная черта философии Л.Фейербаха (1804-1872) – антропологизм, т. е. понимание человека как центра природы, субъекта мышления и духа. Для него человек изначально не столько духовное, сколько природное, биологическое существо, которое живет для того, чтобы хотеть, любить, познавать. Сущность человека, с точки зрения Фейербаха, ключ к сущности всех других явлений. В работе «Сущность христианства» (1841) мыслитель, подвергая резкой критике религию, доказывал тезис о том, что даже идея Бога – есть отчужденная от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность.
Yandex.RTB R-A-252273-3- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания