Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
Древнеиндийская философия: основные школы.
Философские учения Древнего Китая.
Место и роль философии Древнего Востока в формировании культуры государственного управления.
Литература
Конфуций. Изречения / Конфуций. – М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 160 с. – (Антология гуманитарных наук).
Степанянц, М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанянц Российская академия наук, Институт философии, Российский центр гуманитарного образования. – Москва: Восточная литература, 1997. – 504 с.
Томпсон, Мел. Восточная философия: [Пер. с англ.] / Мел.Томпсон. – М.: Гранд, 2001. – 384 с. – (Грандиозный мир)
Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. / под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008. Ч. 1. С. 6-92
Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.
Чуешов В.И. Философия государственного управления в древнем мире: монография. – Минск: изд-во АУ, 2008.
Темы рефератов
Буддизм как философия.
Древневосточная философия: история и современность
Конфуций и конфуцианство.
Общее и особенное в философской мысли Древнего Китая и Древней Индии
Особенности философской традиции Древней Индии
Проблемы государства и государственного управления в философии Древнего Востока
Философия даосизма.
Основные положения темы
1. Термин «философия» как любомудрие, возникший в рамках западноевропейской культуры, имел свои синонимы и использовался в виде понятий «даршана», как обозначение системы взглядов в Индии, или учение в древнем Китае. Вместе с тем, на востоке любовь к мудрости не всегда связывалась с разработкой теоретических мировоззренческих концепций, направленных на поиск истины эмпирическим или рациональным способом, но испытывала на себе существенное влияние со стороны религиозно-мифологического мировоззрения, в рамках которого реализовывалось познание и самопознание человека не только через аскезу, но и ритуальную, а также мистическую практику. В этом отношении на востоке нередко подчеркивалось, что путь к истине всего лишь следствие нравственного совершенствования человека, а не первоначало человеческого бытия. К особенностям философии в культуре древних цивилизаций Востока обычно относят:
целостный (холистичный) характер философского мировоззрения, отсутствие в нем привычной для европейской культуры дифференциации знаний на отдельные отрасли;
религиозно-этическую и (или) государственно-практическую направленность философских исканий;
тесную связь философии с жизненно-практической мудростью, как умением человека жить достойно и нравственно ;
В культуре древних цивилизаций Востока философ нередко предстает перед нами в обличье пророка, религиозного деятеля, проповедника, практически действующего политика, а не как кабинетный ученый.
2. В истории философии Древней Индии выделяют два основных периода: ведический и эпический.
Основным источником древнеиндийской философии служит обширный комплекс литературных памятников, объединяемых общим названием Веды (буквально «ведение», «знание»), написанных на древнеиндийском языке санскрите. В Ведах и Упанишадах (важнейшем философском тексте Вед) наряду с религиозными идеями содержались и философские представления о единой духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Карме). В зависимости от отношения к священным текстам Вед выделяются ортодоксальные философские школы и неортодоксальные школы философии Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным – чарвака, джайнизм, буддизм, адживика.
3. Среди школ древнего Китая главными были следующие шесть: школа служилых людей (конфуцианцев); школа моистов (последователей Мо-цзы); школа даосистов (последователей Лао-цзы, центральной категорией в которой было «Дао»); школа законников (легистов); школа мин-цзя (номиналистов, или школа имен); школа натурфилософов – иньян-цзы.
Данные философские школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории Китая, но в целом они анализировали одно и то же проблемное поле государственного управления и имели единый категориальный каркас.
4. Особое место среди памятников древнеиндийской культуры и философии, посвященным проблемам философии государственного управления занимал политико-экономический трактат «Артхашастра, или Наука политики» (наука о государственном устройстве). Данное произведение содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества. «Артхашастра», согласно индийской традиции, приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени, между первыми веками до н. э. и первыми веками н. э., суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями . По своему содержанию и значению это произведение не только представляет собой философское руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической и военной мысли в Древней Индии; это настоящая энциклопедия жизни той эпохи.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания