Занятие 2
1. Понятие цивилизации. Типы цивилизации в истории общества
2. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика.
3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
Темы рефератов
Литература
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т.: Пер. с нем. / О. Шпенглер. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Библиотека истории и культуры). Т. 1
Мизес, фон Людвиг. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции: Пер. с англ. / Людвиг фон Мизес; Русско-Грузинская академия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 295 с.
Экономическое мышление. Философские предпосылки: учеб.пособие для экон. спец. вузов / [Е. Н. Калмычкова, И. Г. Чаплыгина]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 272 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова).
Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. М.: Наука, 2002. – 524 с.
5. Пантин Циклы и волны глобальной истории / В.И. Пантин Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М., 2003, 276 с.
6. Ионов И.Н., Хачатурян В.М.Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. – Пб.: Алетейя, 2002. – 384 с.
7. Щёкин Н.С. Восточнохристианский фактор мировой цивилизации // Международный «круглый стол» – «1020-летие крещения Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины» // Проблемы управления. 2008. – № 4 (297). – С. 241-242
Основные положения темы
1. Термин «цивилизация» (от лат. civilis – городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. В наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом:
- как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс);
- как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби);
- как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»);
- как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев);
- как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).
В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.
2. Техника (от греч. – tekne – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством опредмечивания в природном материале навыков, опыта и знания человека. Понятие «техника» может употребляться для обозначения совокупности предметов, которые используются человеком в процессе его трудовой деятельности. Техника – это искусственно созданные предметы. С этой точки зрения, любая материальная система, управляемая человеком, есть система техническая, причем независимо от того, является она или не является продуктом его собственного труда. В философии проблемы техники рассматриваются через призму ее роли и места в структуре человеческого существования, целей, назначения и возможных перспектив развития технических систем. Особый интерес в наши дни имеют проблемы взаимодействия человека с современными сложными информационными техническими системами (Интернет и т.п.)
Технические изобретения в древности имели магический, сакральный характер, поскольку художник, мастер выявлял в природном материале и своем искусстве то, что было заложено в природе вещей творцом. Начиная с XVIII в. интенсивно развивается промышленное производство и формируется потребность в изучении мира техники. Это приводит к возникновению технических наук.
В современной культуре и философии с понятием «техника» обычно соотносятся следующие понятия: «технология», «научно-технический прогресс», «научно-техническая революция» и др.
Экономические процессы в жизни общества включают в себя производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Они связаны с использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении людей. Важным элементом экономической сферы жизни общества являются экономико-юридические отношения собственности. Экономический способ производства является единством производительных сил и производственных отношений. С ним тесно связан технологический способ производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего.
Система хозяйствования включена в общую человеческую историю и меняется вместе с ней. Та или иная система хозяйствования характеризуется определенным типом экономики, который включают в себя фазы производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. Их основным элементом являются отношения собственности. Как убедительно было показано в марксизме, экономический способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Он тесно связан с технологическим способом производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего и т.д.
Философские вопросы хозяйствования связаны также с анализом предельных оснований различных исторических типов экономики (традиционной экономики, рыночной экономики, смешанной экономики), а также с осмыслением роли социокультурных факторов в экономической деятельности. С этим связаны философские аспекты проблемы взаимодействия экономики, с одной стороны, и культура, религия, науки, – с другой.
3. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации больше всего анализируются в футурологических исследованиях (философии будущего).
Футурологией (с лат. futurum – будущее и с греч. logos – учение) называется рационально обоснованные представления о будущем человечества, полученные с помощью специальных методов. Термин для обозначения философии будущего как футурологии предложил немецкий ученый О.Флехтхейм в 1943 г. В наши дни футурология чаще всего осмысливается все же не как философия будущего, а как междисциплинарное научное знание о нем. Его стержень – научное прогнозирование будущего на основе познания законов природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем, футурологические прогнозы и философские исследования будущего близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника, а методами не только методы научного прогнозирования (экстраполяция, историческая аналогия, методы сценариев будущего и его экспертной оценки и др.), но и практически все методы человеческого познания (специалисты указывают несколько сотен методов прогнозирования будущего). Лишенные философской диалектической выдержанности некоторые современные футурологические прогнозы иногда неоправданно связаны с абсолютизацией достижений современной цивилизации (НТР, хай-тек и т.д.). В современной философии справедливо, поэтому, ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего правильно акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостности человека, общества и человечества.
Сегодня доминируют идеи технологического детерминизма, как концепции решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических и социокультурных структур.
Возникнув в 20-х гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техники, эта установка нашла отражение в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и постиндустриального (Д.Белл), технотронного (3. Бжезинский), информационного (Е. Масуда) общества "третьей волны" (Тоффлер).
Крупнейшие сдвиги в технике и технологической системе производства рассматриваются в рамках этих концепций в качестве основных причин и условий (детерминант) социально-экономических и иных изменений в обществе. В них доказывается, что развитие техники обусловлено и направляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надежность, которые раскрывают подлинный характер технических новаций. Однако, как справедливо замечают многие философы – критики концепции технологического детерминизма, даже в высшей степени рациональное планирование технического прогресса, при его отрыве от гуманистических ценностей неизбежно порождает иррационально-негативные, разрушающие стороны человеческого бытия. Отсюда берут исток альтернативные по отношению к технократизму, антитехницистские установки.
Их философский смысл заключается, прежде всего, в расширении спектра анализа феномена техники, погружении его в контекст проблем экономики, социологии, социальной психологии, антропологии, а также аксиологии (философской теории ценностей), что создает важные предпосылки для построения целостной программы исследования техники, не вступающей в противоречие с жизненными стратегиями и перспективами человечества. Вместе с тем и антитехнократизм в своих крайних формах – напомним в этой связи о деятельности луддитов в эпоху промышленной революции – столь же мало продуктивен в мировоззренческом и методологическом отношении.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания