Занятие 1
Мировоззрение, его структура и исторические типы
Генезис, особенности и основные типы философского мировоззрения
Предмет, структура и функции философии
Темы рефератов
1. Природа и специфика философского мышления
2. Проблема начала философии
3. Философия и наука: проблемы соотношения
4. Философия и религия: сравнительный анализ
5. Философия и искусство: диалектика взаимоотношения.
6. Роль философии в современном обществе.
Литература
Вундт, Вильгельм. Введение в философию / В. Вундт. - [Изд. 3-е]. – Москва: Добросвет, 2006. – 356 с.
Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: Изд-во АСТ, 2000.
Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.С.Степин и др./ Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.
Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра – Системс, 1998.
Основные положения темы
1. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к самому себе. Мировоззрение – исходный пункт и духовная основа освоения и изменения человеком окружающего мира.
В структуре мировоззрения выделяют, во-первых, принципы, т.е. наиболее общие идеи, которыми человек руководствуется в реальной жизни; во-вторых, ценности (т.е. представления о том, что для человека имеет смысл и значение) и идеалы, или представления о высших ценностях и наиболее общих целях жизни человека и т.п. Важно помнить о том, что принципы и наиболее общие представления человека о мире и своем месте в нем становятся мировоззренческими только в том случае, когда они являются убеждениями. Убеждениями называются такие мысли человека, к которым он эмоционально и ценностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента. Человечество выработало три исторических типа мировоззрения – мифологию, религию и философию.
2. Философское мировоззрение возникло в VI – V в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Его возникновение (генезис) было связано с отделением умственного труда от физического, возникновением демократической формы государственной власти и разложением мифологического и религиозного мировоззрения. Генезис философского мировоззрения был также связан с формированием зачатков конкретно-научных знаний человека о мире и своем месте в нем, развитием искусства, формированием новых механизмов социальной коммуникации людей. В отличие от мифологии и религии, которые основываются на вере в сверхъестественное и некритическом отношении человека к миру, главной особенностью философского мировоззрения является опора на человеческий разум.
Философское мировоззрение не только рационально, т.е. основано на разуме человека, но и критично, т.е. предполагает всестороннюю проверку и аргументацию предлагаемых убеждений. По содержанию философское мировоззрение является отражением своей эпохи, т.е. социально-историческим.
Философское мировоззрение отражает многообразие социально-исторических типов наиболее общих отношений человека к миру. Оно делится на различные типы. Типами философского мировоззрения являются: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; скептицизм и агностицизм; рационализм и эмпиризм и т.п. Специфика данных типов философского мировоззрения раскрывается в содержащихся в них ответах на вопросы о том, что первично – материя или сознание; развивается ли мир, или он находится в состоянии покоя; является ли мир познаваемым; что является источником наших знаний о мире – чувственный опыт или разум и т.п.
3. Объектом философии как мировоззрения являются отношения человека с миром; предметом философии являются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности. Важнейшей особенностью философии является понимание мира как целостного образования.
Философия – рациональное и критическое, системное и аргументированное мировоззрение. Она призвана вскрывать смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение как для теории и практики государственного управления, так и для разработки основ идеологии, в том числе идеологии белорусского государства. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Мировоззренческая и методологическая функции философии конкретизируются с помощью производных от них других ее функций. Не претендуя на их исчерпывающий перечень, укажем на онтологическую (ontos – бытие), гносеологическую (gnosis – знание), аксиологическую, аргументологическую, социальную и др. функции философии
Философское знание как особая мировоззренческая наука имеет определенную структуру. Элементами структуры философии являются следующие ее основные разделы (философские дисциплины, науки): онтология (от. греч. ontos – бытие, logos – учение) - учение о бытии, сущем, его принципах и основах; гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение) - учение о познании. В англоязычной литературе чаще используется другое имя данной философской науки – эпистемология (от греч. episteme – истинное знание, logos – учение), учение по преимуществу о научном познании; аксиология (от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях; методология (от греч. metodos – путь исследования и logos – учение) – учение о формах и методах познания и преобразования действительности; философская антропология (от греч. antropos — человек и logos – учение) – учение о человеке; социальная философия – учение об обществе и его истории; логика – учение о законах и формах мышления; аргументология – философия теории и практики аргументации; этика – учение о морали, нравственности; эстетика – учение о прекрасном и наиболее общих законах искусства и дизайна; история философии – учение о возникновении и развитии философского знания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания