logo
Философия-2009-уч

Занятие 4

    1. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

    2. Место Беларуси в глобализирующемся мире

Темы рефератов

  1. Глобализация и антиглобализм

  2. Глобализация: основные походы анализа

  3. Место Беларуси в глобализирующемся мире

  4. Современная глобализация: тенденции и проблемы

Литература

  1. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва: Диалог, 2003. – 1328 с.

  2. Тоффлер, Элвин.  Третья волна: Пер. с англ. / Э.Тоффлер. -М.: АСТ, 2002. – 782 с

  3. Философия. Глобализация. Интеграция: монография / [В. И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2006. – 205 с.

  4. Кирвель Ч.С., Щёкин Н.С. Управляемый мир: утопический замысел или реальная перспектива // Проблемы управления. 2008. – № 2 (27). – С. 236-246

  5. Кирвель Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов: монография / Ч.С. Кирвель [и др.]; под науч. Ред. Ч.С. Кирвеля. Гродно, 2008 – 532 с.

  6. Щёкин Н.С. От вестернизации к глобализации: динамика цивилизационного развития христианства в контексте византийско-православной традиции // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2008. – № 7. – С. 74-78

7. Щёкин Н.С. Новая парадигма глобальных отношений в контексте цивилизационной динамики христианства. С. 335-338. / Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.-практи. конф. (Минск – Жировичи, 7 июня 2007 г.) / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории, Минск. духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник [и др.]. – Минск: Белорус. Наука, 2008. – 397 с.

Основные положения темы

1. Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру.

Проблемам глобализации посвящены работы канадского философа М.Маклюэна, который впервые использовал в концептуально нагруженном смысле прилагательное «глобальное» применительно к современному человечеству. Важное место среди них занимают, датируемые уже 80-ми гг. работы Р.Робертсона. Этому англо-американскому философу принадлежит пальма первенства в перечислении существенных признаков уже не столько метафоры, сколько научного термина «глобализация». Сюда же относятся ставшие уже почти классическими в философии глобализации труды И.Валлерстайна (Уоллерстайна), Н.Лумана, Э.Гидденса. В них был заложен не только фундамент, но и первые этажи во все еще, однако, продолжающем строиться здании, которое можно было бы назвать современной философией глобализации.

Для более глубокого понимания содержания феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм», «глобалистика» и «глобализация», которые обычно неоднозначно используются разными авторами. Глобализм (мондиализм) представляет собой навязываемую миру модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведут к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры, т.е. слабо интегрированные страны и страны третьего мира.

Глобалистика – это междисциплинарное, ориентированное на науку исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями всемирного масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом.

Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.

Индикатором современной глобализации, ставшей главной приметой конца ХХ – начала ХХI века, является нарастание всеобщей взаимозависимости и единства мира в самых различных его измерениях (экономических, политических, социокультурных, духовно-идеологических и др.). При всей уникальности и самобытности западной, арабо-исламской, китайской, индийской, африканской, российской и др. отдельных цивилизаций, к началу ХХI века в процесс глобализации вовлечено практически все человечество, поэтому понятие глобализации чаще всего отождествляется с современным ее этапом.

Среди важнейших причин и объективных оснований, порождающих глобализацию, обычно выделяют: планетарную общность природных основ существования человечества; взаимодетерминированность экономических, политических и информационных процессов в различных регионах Земли; углубление тенденции интернационализации экономической жизни людей и другие тенденции объективного процесса единения человечества на пути перехода от биосферы к ноосфере, от индустриального к информационному обществу с новыми качествами жизни.

Основной сферой глобализации является международная система экономики, образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг. Функционирование этой сферы порождает следующую проблему: из-за неодинакового темпа развития и возможностей стран их углубляющиеся взаимозависимость и взаимопроникновение могут стать потенциальным источником не известных ранее рисков и конфликтов.

Информационная революция как фактор глобализации создала общемировое информационное пространство, которое характеризуется неизмеримо большими потоками информации, возможностями ее использования, гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Борьба за информационное пространство становится одним из важнейших факторов современной геополитики.

2. Место Беларуси в глобализирующемся мире обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации.

Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых являются:

Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации.

Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли. Процесс становления национального самосознания теснейшим образом связан с формированием самосознания государственного и гражданского. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4