Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
1. Место социальной философии в системе философского знания
2. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
3. Понятие социальной реальности. Общество как система.
4. Социальная структура общества
Темы рефератов
1. Концепция общества Н.Лумана.
2. Концепция социального действия М.Вебера.
3. Марксистская концепция общества;
4. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.
5. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
6. Теория постиндустриального (информационного) общества
7. Феномен массового общества
Литература
Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. – М., 1996.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.? 1997.
Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.
Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов, В.С. Грехнев, Ю.А. Муравьев [и др.]; Под ред. И.А. Гобозова;Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 524 с.
Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне: Пер. с нем./ Ю. Хабермас. – М.: Весь Мир, 2003. – 416 с
Яскевич, Я. С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия: учебное пособие для вузов / Я. С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2005. – 420 с.
Основные положения темы
1. Социальная философия как важнейший раздел философского знания стремится к постижению предельных оснований общества как целостного явления. Общество (социум) – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Слово «социум» происходит от латинского глагола «социо», означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. С этим связана и этимология понятия «общество» – общность, союз, сотрудничество. В русском языке этимологический исток слова «общество» праславянское имя «общий» означает «то, что вокруг».
Социальная философия исходит из того, что человек – существо общественное (социальное), что обусловлено глубинными инстинктами общения и взаимопомощи. Между людьми веками складывались многообразные связи и отношения. Поэтому общество – это не просто совокупность людей, а многообразные социальные связи и взаимоотношения между людьми. Именно эти многообразные связи и взаимоотношения, которые создаются людьми в процессе их совместной жизнедеятельности являются объектом изучения социальной философии.
2. Наиболее значимыми стратегиями исследования социальной реальности в современной философии являются:
марксистская историко-материалистическая концепция;
концепция социального действия М.Вебера.
модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.
теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуникации Н.Лумана.
3. Социально-политическая реальность начала ХХI в. характеризуется резким креном в сторону глобализации всех сфер человеческой деятельности; усилением динамизма, взаимозависимости и нестабильности социальных процессов; возрастанием роли массмедийной культуры и активизацией идеологических процессов. Сегодня ломаются базисные ценности техногенной цивилизации. Все более осознается открытость общества, его непредсказуемость и бремя выбора в точке бифуркации возможных сценариев социально-политического развития. Современная социально-политическая реальность предстает перед нами как сотканная из гигантских рисков и обострения глобальных кризисов, способная вызвать у человека состояние «футурошока» (А.Тоффлер). Все большее значение для человечества, поэтому, приобретают проблемы выбора и разработки новой стратегии жизнедеятельности, новой идеологии, новой духовности. Это актуализирует значение философского анализа современного общества, повышает значение философской культуры мышления и аргументации.
В философской науке (социальной философии и философии истории) общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.
Подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни:
экономическую сферу, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения (среди которых главными являются отношения собственности), которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления;
социальную сферу, состоящую из таких структурных образований как классы, социальные общности, социальные институты и т.д., взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом. Социальная сфера – это сфера воспроизводства человека как социального существа;
политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.
духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство.
Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга.
4. Социальная структура общества – это совокупность различных социальных общностей, взятых в их взаимодействии. В зависимости от того, социальные общности какого типа берутся за основание классификации многообразия общественной жизни, выделяют социально-этническую (племена, народности, народы, нации), социально-демографическую (мужчины и женщины, пенсионеры и т.п.), поселенческую (жители города и деревни), а также стратификационную (богатые и бедные, образованные и необразованные и т.п.), профессионально-образовательную (попробуйте указать ее элементы сами), социально-классовую (рабы и рабовладельцы, крестьяне, феодалы и т.п.) структуру общества.
Социальная структура общества – это совокупность различных общностей людей, взятых в их взаимодействии. Формы общности людей делятся на естественно-исторические, этнонсторические и социально-исторические. Естественно-исторические формы общности людей – раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация. Социально-историческими формами общности людей являются классы, сословия, слои, касты и т.д.
Важнейшими концепциями изучения социальной структуры общества являются классовая и стратификационная.
Признание определяющего для социальной структуры общества ее деление на большие группы людей – классы – характерно для марксизма.
«Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин «Великий почин»). Принадлежность людей к определенным большим социальным группам, классам в марксизме определяется их экономическим положением (в первую очередь, отношениями собственности на средства производства) в оппозициях: капиталист - наемный рабочий, раб – рабовладелец и т.д.
В наши дни идея классового деления общества при всей ее теоретической значимости заметно уступает место в современной социологии и философии по своей популярности стратификационной концепции.
Страта (с греч. букв. – слой, прослойка). С позиций стратификационной теории (основателем которой считаются П.А.Сорокин и М. Вебер) общество рассматривается как система многообразных социальных слоев и групп. Социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в социальной структуре определяется на основе различных критериев, которые чаще всего сводятся к четырем основным: размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. Представители одной страты (слоя) обычно также обладают схожими жизненными стандартами и образом жизни, чем и отличаются от представителей других страт.
Важным понятием в концепции социальной стратификации является « социальная мобильность», под которой понимаются перемещения индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальной плоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе. Примером горизонтальной мобильности может служить переход учащегося из одной школы в другую, рабочего – с одного завода на другой. При вертикальной мобильности человек или социальная группа перемещаются в другую социальную страту. П. Сорокин выделяет два подтипа вертикалькой мобильности: восходящую и нисходящую – социальный взлет, лифтами которого могут выступать, к примеру, военная служба и получение образования, и социальное падение.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания