Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
1. Особенности неклассической философии. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
2. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.
3. Позитивистская философия: основные этапы развития и круг проблем.
Темы рефератов
«Философия жизни» Ф. Ницше
Классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Миль)
Концепция научных революций Т. Куна.
Марксистская философия: история и современность
Позитивизм в правоведении.
Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)
Проблема анализа научного знания в неопозитивизме
Философия А. Шопенгауэра
Философская антропология К. Маркса
Литература
История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.
Марксистская философия в XIX в.: В 2 кн. – М., 1979.
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
Фишер, Куно. Артур Шопенгауэр: [Пер. с нем.]; [Примеч. И послес А.Б.Рукавишникова]. – СПб.: Лань, 1999. – 608 с., [1] л. портр. – ( История новой философии).
Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – Мн., 1998.
Основные положения темы
Неклассическая философия возникла в результате критического преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была представлена, прежде всего, в немецкой классической философии. Эта философия была следствием фундаментального испытания на прочность идеалов разума и критики, свободы, равенства и братства не только со стороны не известного ранее нового философского интеллекта, но и самой жизни. Первыми представителями неклассической философии были: французский философ О. Конт – родоначальник позитивизма; датский философ С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма; немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели философии исторического и диалектического материализма; немецкий философ Ф. Ницше – основатель современного иррационализма; австрийский ученый и философ З. Фрейд – первооткрыватель бессознательного. Следует также иметь в виду, что философское учение Ф. Ницше было одним из теоретических источников философии экзистенциализма, а философские идеи З. Фрейда о бессознательном как источнике психики человека оказали серьезное влияние практически на все типы неклассической философии.
Теоретическими источниками философии К. Маркса и Ф. Энгельса была, во-первых, немецкая классическая философия, прежде всего, объективно-идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах, начав еще до Маркса и Энгельса критический анализ философии Гегеля, не только обнаружил связь объективного идеализма Гегеля с религиозным мировоззрением, но и попытался доказать неустранимость из философского мировоззрения проблем человека, я и ты, мужчины и женщины. Во-вторых, важное влияние на философию марксизма оказали идеи представителей английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, которые увидели в экономических интересах и потребностях людей не зависящие от их воли и сознания объективные законы. В-третьих, философия марксизма была тесно связана с идеологией утопического социализма и коммунизма – идеями Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также организацией и развитием Интернационала – международной организации рабочего класса.
В основе философии марксизма лежали следующие идеи – общественное бытие (экономические отношения между людьми, способ производства материальных благ) определяет общественное сознание (право, мораль, религию, искусство и философию). Способ производства материальных благ характеризует социально-исторический тип общества – его общественно-экономическую формацию. Высшим типом общественно-экономической формации является коммунизм – такое общество без классов и государства, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства. В основе познания человека лежит общественно-историческая практика, которая является не только основой, но целью и критерием истинности человеческого знания. Главной задачей идеологии марксизма было всестороннее обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии и творца нового коммунистического общества.
С программой преодоления умозрительного и абстрактного характера философии Гегеля выступил О. Конт – родоначальник позитивизма. Позитивизмом называется философия конкретно-научного (позитивного) знания, отрицающая познавательную и практическую ценность классической философии. Представителями первой исторической формы позитивизма (классический позитивизм) были Конт, Спенсер и Дж.Ст. Милль. Второй исторической формой философии позитивизма был эмпириокритицизм, созданный Э. Махом и Р. Авенариусом. Эмпириокритицизм – позитивистское философское учение, которое выступило с программой критики научного опыта и очищения его от умозрительных понятий. Третьей исторической формой философии позитивизма был новый позитивизм, или неопозитивизм. У его истоков стояли Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Важным центром разработки идей неопозитивизма был так называемый Венский кружок, представители которого выступили с программой соединения математической логики и семиотики, с одной стороны, и идей эмпиризма – с другой. Активными членами Венского кружка были М. Шлик, Р. Карнап и др. В 60-80-е гг. ХХ в. отрицанием и критическим преодолением идей неопозитивизма стал так называемый постпозитивизм. В нем выделяются историческая школа философии науки Т. Куна и И. Лакатоса, историческая логика С. Тулмина и др. учения.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания