logo search
filosofia не редактированные

18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)

Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования: 1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше); 2) социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм); 3) критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм); 4) экзистенциально- антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ). Основные черты классического типа философствования 1. Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности. 2. Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Происходило отождествление деятельности и сознания. 3. Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность вне индивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума. 4. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум. Свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.  5. Стиль философствования характеризуется как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения. Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония.  Особенности неклассической философии 1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.) 2. В рамках неклассической философии центральной становитсяантропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.  3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике.  4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.  5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.  Марксизм и неомарксизм. Возникает в середине 40-х годов XIX века. Карл Маркс, Фридрих Энгельс.  Марксизм пытался решить следующие вопросы: закономерности развития общества, материалистическое понимание истории, антропосоциогенез, причины социального расслоения, феномен общественного сознания. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели, ценности, теории (общественное сознание). Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ..  Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства производства и занятые в нем люди. Производственные отношения – отношения между людьми. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя: общественные учреждения и организации, политические, правовые отношения, общественное сознание (мораль, религия, наука, философия, искусство и т.д.) Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Источником общественного развития является противоречие между производительными силами.  Этап развития общества с соответствующим способом производства материальных благ, базисом и надстройкой называется общественно-экономической формацией. Маркс и Энгельс выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Методология марксизма: диалектический материализм. Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития.  Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности Практика является критерием истины. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем.  Капитализм отчуждает людей от продукта труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга.

Философский иррационализм

Артур Шопенгауэр. Основная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819), согласно которой мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля, воля к жизни, стремление к самоутверждению. Воля – это слепой порыв к жизни, иррациональное хотение, пронизывающее собой все. Мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление. Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера;

  1. Этап позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике;

  2. Период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом:

а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»;  б) негативная часть учения, выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей».  Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Его сверхчеловек – это, прежде всего творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной волей», творец самого себя как автономной и свободной личности.  Философия позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма Позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформляется в 30-е годы XIX в. (О.Конт и Г.Спенсер). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Конт заявляет о решительном разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Возникает вторая историческая форма позитивизма – махизм, эмпириокритицизм, т.е. критика опыта. (Э.Мах, Р.Авенариус и др.). Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания.  Неопозитивизм, аналитическая философия (20-е г. XX в.) Логический позитивизм принимает тезис о главенствующем характере положений логики и математики. Логический позитивизм тесно связан с так называемым лингвистическим поворотом в философии. В центре его интересов находится проблема значения языковых выражений. Преследует две цели: 1) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения, возникающие в результате неправильного употребления языка; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.  ПостпозитивизмПринцип верификации (проверка опытом) сменяется принципом фальсификации (опровержением), предложеннным К.Поппером. Постпозитивизм настаивает на важности историчесго подхода в изучении науки. В процессе развития науки в результате научных революций происходит смена парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма означает совокупность теоретических, методологических и иных установок принимаемых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем. Так в физике на рубеже XIX – XX вв. произошел переход от парадигмы Ньютона к теории Энштейна. Философия экзистенциализма 50 – 60-е годы XX столетия. Экзистенциализм отразил противоречия и болезни общества XX в., представил описание ситуаций духовного кризиса, когда у обезличенного существа проявляется ощущение бессмысленности, недостаточности, неправильности своего бытия. Причем немало представителей экзистенциализма с поразительной легкостью и мастерством пользовались пером писателя, художника, описывая реальные «пограничные» ситуации, в которых абстрактные «экзистенциалы» наполняются плотью, жизненным миром. Различают религиозный (Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель, Бубер) иатеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти) экзистенциализм. Фундаментальный принцип экзистенциализма можно выразить словами: существование предшествует сущности, то есть первоначально человек просто существует, обрести же сущность ему еще предстоит, он только проект. Постоянный поиск самого себя, забота об обретении сущности является трудным уделом человека, его постоянного выбора, созидания себя и других. В качестве изначального и подлинного человеческого существования выделяется самопереживание, экзистенция бытия, которое является единичным, личным, конечным и постигается непосредственно. Описание структуры человеческого существования сводится в экзистенциализме к описанию ряда его модусов – страха, вины, тревоги, страдания, совести. Именно в моменты глубочайших личностных потрясений – в «пограничных ситуациях» – человек переживает экзистенцию как основу своего существа. Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях. Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью. Неотомизм - религиозная философия ХХ века.

Неотомизм, философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 Неотомизм получил официальное признание Ватикана. Э. Жильсон, Ж. Маритен.