logo
filosofia не редактированные

26. Возникновение и социальная сущность сознания

___Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-то общее. Но что реально общего имеется у наших мыслей и материальных вещей? Какими общими свойствами обладают материальные и идеальные объекты?

___В итоге получается парадоксальная ситуация: у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь отсутствуют у объектов идеальных и соответственно наоборот. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: общего-то ничего нет, это — взаимоисключающие начала. В этом, собственно, и заключается исходная проблема: как относится наше мышление к вне нас существующей реальности, точнее — как они умудряются совпадать, соответствовать друг другу? ___Ведь если между материальными и идеальными объектами нет ничего общего, то и соответствия между ними быть не может. Но на чем же тогда основана наша уверенность, что сознание вещи есть ее образ, т.е. некая копия, слепок с оригинала? Между копией и оригиналом обязательно должно быть хоть какое-то сходство, т.е. общность признаков. ___Р. Декарт, например, этой общности так и не нашел. (Именно поэтому, кстати, он — дуалист. Не найдя у материи и мышления общих свойств, Р. Декарт счел за благо объявить их двумя разными субстанциями, соответствие которых друг другу может обеспечить только Бог.) Зато ее нашел Б. Спиноза. Общее, т.е. то, что объединяет, связывает вместе материю и сознание — это природа! Поэтому, как вы помните, субстанций у Б. Спинозы не две, а одна. Декартовские же «мышление» и «протяжение» — это атрибуты (свойства) одной-единственной субстанции (которая, впрочем, и у голландского мыслителя в конечном итоге оказывается тождественной Богу). ___Объявление природы общим основанием проявления как материальных, так и идеальных свойств, хоть и указывало верный путь решения проблемы, но все же не давало конкретного ответа: как же все-таки достигается однозначное соответствие мысли предмету? Приемлемый ответ на этот вопрос был найден только в XIX в. марксистской философией. Его смысл: соответствие мышления материальному миру обеспечивается практической деятельностью человека. Наша материальная, предметная деятельность — вот что связывает сознание с материальным миром, формирует наши мысли «по образу и подобию» материальных вещей.