11. Особенности Средневековой философии
В ранние века было значительное влияние античной философии на формирование христианства. Позже начинается ожесточенная борьба против язычества, к которому причисляют и античную философию. В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Эта особенность и это мировоззрение называется теоцентризм. Представления о Боге и природе в христианской традиции принципиально отличаются от его понимания в античной философии:
1) на смену античному политеизму приходит монотеизм, или единобожие;
2) в древнегреческой философии формируется абстрактное, философское понимание общественного начала. В христианской философии Бога наделяют его личностными качествами;
3) для греков: Боги – природные существа. В христианстве: Бога выносят из природной среды, он существует как бы над ней, сам по себе и является несотворенным бытием; природа – его творение из ничего, без всяких промежуточных элементов и существует одно начало – Бог;
4) для греков: совершенным считалось бытие упорядоченное, организованное и ограниченное определенным пределом. В средневековье наоборот: Бог – беспредельное, неограниченное бытие и всемогущество воспринимается как высшее совершенство
5-15в. Главное отличие среднев.мышления состоит в том что,движение фил.мысли было пронизано проблемами религии.Филосмофия сознательно ставит себя на службу религии. «Фил-я – служанка богословия. Большинство ученых-представители духовенства, а монастыри- очаги культуры и науки. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Основные проблемы Ф-и: Сотворен ли мир Богом? Каково место человека в мире? и т.п.
Специфику философии средневековья можно определить в след.моментах:
-ей был свойственен библейский традиционализм. Библия- не просто книга книг, но и слово Бога, объект веры, мера оценки любых теорий философии.
-особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснений завета. Это означ.,что много внимания уделялось тексту произведений,способам его толкования. Выстроилась сложная иерархия авторитетов: от текстов Евангелий, апостольских посланий до библейских пророков,учителей,апостолов церкви.
-ф.была присуще тенденция к учительству – это способствовало установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению,к Богу.
2 этапа срднвк.ф-и:
1.патристика 1-6в(догматизация учений “отцов церкви”, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией)
2.схоластика 11-15в (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии)
Вершина патристики – Августин Блаженный(334-1274), идеи которого определили развитие европ.ф-и. труды: «о троице», «исповедь». Его ф.идеи затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и философского прогресса, проблему личности человека. Бог сотворил мир из ничего, т.е.он сотворил не только порядок и устройств в мире,но и саму субстанцию(первоматерию).сотворил и время, которого раньше не существовало, сам бог вне времени. большое место в ф-и занялипроблемы личности человека, его свободы, воли и разума. Человек стремиться к Богу, т.к. в нем он находит любовь,покой и благодать.но вера не вытекает из познания, она самостоятельный высший источник истины.
Представитель С. – Фома Аквинский (1221-1274).К 13 веку противостояние сторонников веры и разума достигает высшей точки. Богословы утверждают, что в откровении всё доступно пониманию. Философы-рационалисты говорят о недоступности откровения разуму. Аквинский считает, что не следует упускать из виду концепцию 2-х типов истин, т.е. разум и веру следует рассматривать в качестве 2-х разных типов понятия истины. Истины откровения находятся в недостигаемости философских размышлений, т.к. они получены нерациональным путем и разум не может доказать ни их истинности, ни их ложности. Раз вера и разум разошлись, то это верный признак того, что что-то не в порядке с философией, а не с верой. Вера не является философским понятием, она лишь указывает путь к истине, предостерегая тем самым от заблуждения. Человек не склонен верить в то, что может познать и никогда не пытается познать то, во что можно верить. Вера и знание имеют один общий источник происхождения, т.е. Бога, они находятся друг с другом в гармонии. Принцип гармонии воплощается в том, что вера является высшим критерием истинности, а недостаточность знаний о природе демонстрирует бессилие человеческого разума.
5 доказательств Бога:
1) основано на идее перводвигателя. Всё, что движется, приводится чем-то в движение и где-то должна быть та начальная точка отсчета, которую можно назвать перводвигателем.
2) понятие Бога как первопричины.
3) связано с утверждением Бога как неотвратимого фактора, рока, судьбы.
4) статус Бога как абсолютного совершенства.
5) определение Бога как конечной цели.
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины