17 Философия эпохи Просвещения.
1) Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому времени был накоплен огромный научный материал в различных сферах. В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения - это эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы . Сущность эпохи выражается в отрицании критики феодальной собственности, сословной привилегии, критики деспотической монархической власти, критики религиозных суеверий, предрассудков. Эпоха просвещения охватила ряд стран: Англию. Францию. Германию. Россию. Идеология просвещения отражает интересы нового класса. Особенности просветительской идеологии заключается : В убежденности решающей роли просвещения и знания в общественном развитии. Движущей силой в человеческой истории считается человеческий разум, прогресс просвещения. Просветители поют гимн человеческого разума и надеются, что с помощью разума можно решить все социальные проблемы. Гельвеций например, все болячки человека видел в невежестве людей. Просветители надеялись на просвещенного монарха и распространения знаний. Надежды носили утопический характер. Во Франции в 18 веке шла острая борьба между феодализмом и возникшими в его недрах капиталистическими отношениями. Антифеодальное движение, в конечном счете, привело к буржуазной революции 1789-94 года. "Великая Французская революция". Буржуазия из экономического господствующего класса превратилась в класс политически господствующий. Важнейшую роль в подготовке революции сыграли Ламетри (1709-1751), Гельвецкий (1715-1778), Дидро (1713-1784), Гольбах(1723 - 1789). Становление капиталистических отношений - это процесс совершенствования производственных сил (средств производства). Он мог происходить только в органической связи с развитием науки, если в средние века наука выступала служанкой богословия, то в 18 веке она становится необходимой для развития промышленности и торговли. Наука восстает против церкви и освобождается от бога. Вместе с этим совершенствовалась методология научного познания (Философия). Идеологи молодой буржуазии выступают против существующих религиозных идеалистических идей, создают материалистические концепции. Французская философия 18 веке материалистична, развитие капитализма вызвало к жизни не только новые научные и философские, но и политические, правовые, художественные воззрения. Заслуга французских мыслителей : заключается в критике метаницизма и метафизики своих предшественников, непосредственных и отдаленных. Основные положения французского просвещения. 1. Учение о материи. Материю французские мыслители рассматривают единую реальность, бесконечной в пространстве и времени. Материя отождествляется с природой (различная материя) и рассматривается состоящей из атомов (Гольбах) и молекул (Ламетри, Дидро). Материя - это вся природа она существует сама по себе, ее никто не сотворил она является всего, будет существовать и действовать вечно. Природа - это колоссальная мастерская. Материя отождествляется с веществом и существует, состоит из бесконечного множества материальных тел. Однако встречаются и абстрактные представления о материи, согласно Гольбаху материя - это все то что каким либо образом воздействует на органы чувств. 2. Представления о движении и развитии. Движение французские материалисты рассматривают всеобщим атрибутивным свойством материи. Материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Нет материи без движения, а движения без материи. Выдвинули идею о самодвижении. Гольбах вслед за Спинозой (1632-1677) и Голандом считает, что природа находится в состоянии вечного движения, источник ее изменений находится в ней самой. Таковой источник - взаимодействие материальных объектов. Недостаток Гольбаха в том, что он не смог решить проблему самодвижения отдельных тел. Источник движения он видел во внешнем воздействии (т.е. механицизм). По Гольбаху во вселенной солнца гаснут и покрываются твердой корой, (звезды превращаются в планеты) планеты гибнут и рассеиваются в пространстве. Земля как и другие планеты возникла естественным путем и за время своего существования пошла или испытала существенные изменения. Мыслители анализировали проблему происхождения жизни. Жизнь порождается природой без вмешательства каких либо внешних сил. По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению растений, растения порождают животных, животные порождают человека. Дидро анализирует проблему видообразования: первый вид порождает другой. 3. Учение о познании. Французские философы правильно считали, что процесс познания, есть процесс отражения внешнего мира человеком, в процессе воздействия внешнего мира на человека. Такое понимание познания не в состоянии было объяснить многие факты: 1) почему различные объекты природы отражаются людьми в разное время. В чем дело? Французы не могли понять, что процесс познания органически связан с материальной действительностью людей. Человек познает мир лишь преобразуя его. Это можно изобразить следующим образом. Субъект воздействует на окружающий мир. ● ● 2) В теории познания французы были сенсуалистами (сенсуал - ощущение). Источником знаний они считали органы чувств. Она не признавали качеств специфики абстрактного мышления, т.е. не проводили грань между чувством мышления и абстрактным. По их мнению в наших знаниях нет ничего, что прошло бы через органы чувств. С позиций сенсуализма они подвергли острой критике концепцию врожденных идей Декарта. 4. Ценными являются взгляды философа на человека, как продукт общественной среды, воспитания. По их мнению, какова среда таков и человек. (проявление механицизма). Гельвецкий видит в человеке существо, из которого благодаря воспитанию можно сделать все что угодно. Природная данность темперамента по его мнению не препятствует возможности его изменения в любом направлении. Здесь недооценивать активность человека, принижение его творческих потенций, из человека можно слепить все что возможно. Субъект Среда. Вопрос о роли среды мыслители не могли правильно решить, понять от чего зависит характер среды, и что такое среда. Они понимали, что общественная среда зависит от прогресса человеческого разума, т.е. людей в силу этого они оказывались в заколдованном кругу. Среда оказывает влияние на человека, а человек оказывает влияние на среду. Нужно было этот круг где-то разорвать в конечном счете философы приходят к выводу, что мнения людей правят миром. Вывод идеалистический (мнения правят миром.) 5. Во взглядах на общество мыслители стояли не идеалистических позициях, по их мнению, ход истории определяется умственным прогрессом - прогресс знаний, науки, морали, искусства. Причина самого умственного прогресса, а именно материальное правительство оставалось для них неизвестным. Заслуга французских мыслителей состояло в : подчеркивании активной роли идей в жизни общества. Оказывает влияние на жизнь общества наука, религия. 6. Французские ученые вели решительную борьбу с идеализмом и религией. Гольбах например называл философские систему Беркли самой абсурдной философской системой. Философия Беркли заключается: Беркли - эпископ, крупнейший представитель субъективного идеализма, он рассматривает мир как комплекс ощущений. Французские мыслители дали глубокую критику религии, по их мнению, бога не существует, бог это плод фантазий людей, представления о боге появились в результате незнания людьми причин колоссальных явлений. Французские мыслители не могли раскрыть социальные факторы религии, что религия появилась как угнетенная, управления людьми. 7. Преувеличивали роль личности в истории. Ход истории продукт деятельности царей и.т.д
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины