40. Эмпирическое и теоретическое познание
Чувственное познание — это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.
Эмпирическое познание — это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.
Эмпирическое познание — это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Исходным в чувственном познании является ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.
Ощущения имеют широкий спектр модальности:
— зрительные;
— слуховые;
— вибрационные;
— кожно-осязательные;
— температурные;
— болевые;
— мышечно-суставные;
— ощущения равновесия и ускорения;
— обонятельные;
— вкусовые;
— общеорганические.
Объективная основа восприятия образа как целостного — это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.
Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.
Память, представления и воображение. Ощущения и восприятия — это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Никакое познание немыслимо без феномена памяти.
Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.
Представления — это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.
В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением.
Воображение — это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.
Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, — это наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания.
Экспериментом называется метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.
Научный факт. Установление фактов — это необходимое условие научного исследования.
Факт — это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.
Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами.
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины