logo
filosofia не редактированные

36.Процесс индивидуализации и социализации

Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

 Социализация   и   индивидуализация  - это равноценные  и  необходимые  процессы  для целостного образования человека, это природно-со-циально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образовательного  процесса   и  как следствие - к ущербности личностного  и  социального развития.

 Социализация   и   индивидуализация , заключенные в диалектическое единство в рамках образования, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку «долженствование» как норма  социализации  наталкивается порой на «независимость» - норму  индивидуализации .

 Социализация  (от лат. «общественный») -  процесс  усвоения  и  даль( нейшего развития индивидом социально(культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых  и  передава( емых от поколения к поколению,  процесс  включения индивида в систему общественных отношений  и  формирования у него социальных качеств.

 Социализация  - развитие  и  самореализация человека на протяже( нии жизни в  процессе  усвоения  и  воспроизводства культуры общества.

 Индивидуализация  (от лат. «неделимое») -  процесс  порождения  и  рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего  и  реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результа( ты как следствие своей целенаправленной деятельности.

 Индивидуализация  - это развитие  и  самореализация человека в ка( честве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосу( ществление собственной биографии).

В рассмотренном ранее примере мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, оказался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуться с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нормального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезориентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самоопределения у него нет, она не развита.

Можно смело утверждать, что его успешная  социализация  в одной культурной плоскости в данной ситуации вызвала дестабилизацию индивидуального бытия. Он оказался не готов к встрече с новыми обстоятель( ствами, поэтому возникает реальная угроза его личностному развитию. Эту угрозу не всегда удается предотвратить  и  скорректировать с позиций «социальной адаптации», поскольку для этого необходимо задействовать механизмы личностного самоопределения  и  самореализации. Эти механизмы не работают в логике «правил культуры», они должны вывести ребенка в логику «индивидуально верного». Ребенок в этой ситуации нуждается не в воспитании  и  обучении, а в поддержке взрослого, который не «обременяет его правильным», а нацелен на помощь поиска индивидуально верного через диалог с другими  и  с самим собой.

 Социализация  достаточно устойчиво освоена педагогической наукой  и  практикой. Но еще 20-15 лет назад проблема индивидуальности вообще не ставилась  и  не обсуждалась в качестве целей образования ни перед отечественной наукой, ни перед педагогической практикой. Достаточно широко обсуждались проблемы, связанные с индивидуальным подходом к ребенку в  процессе  его  социализации  (в рамках обучения  и  воспитания),  и  этим педагогический профессиональный интерес к индивидуальности, по существу, ограничивался.