15.Философия нового времени.
Проблема метода познания.
интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты, в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода, который соотносится с непосредственным значением этого древнегреческого термина "философия" - любомудрие. В своем произведении "Великое Восстановление Наук" многозначительно названном "Величайшее порождение времени", Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом
Его заслуга, в частности, состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства.
Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции, "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы".
средства индукции предназначаются для выявления форм "простых свойств", или "природ ", как называет их Бэкон, на которые, вообще говоря, разлагаются все конкретные физические тела. Он мыслил индукцию
как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания, или, как он выражался, естественной философии.
Итак, бэконовское учение об индукции тесно связано с его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости.
Таким образом, мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальников современной экспериментирующей науки.
Близкие цели ставятся и Рене Декартом, но он предлагает анализ, требующий строгой последовательности в познании по образу математики. Особую роль Декарт отводит самосознанию ("мыслю, следовательно существую"), а также методическому сомнению.
Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.
Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику
По мысли Декарта, метод является орудием человека, и схема взаимодействия человек - метод в процессе работы очень проста и сводится к следующему: метод совершенствует определенные способности человека, доводя само совершенство до крайних границ. Происходит это в ходе анализа способностей, состоящего в сведении их к элементарнейшим, далее нерасчленяемым, простейшим действиям. Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины