12 Философия эпохи возрождения.
Философия Возрождения в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной Мудрости.Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.
Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтеньи др. (XV-XVI вв.)
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник", Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, - «Утопия» Т.Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др
В философии усиливаются антисхолостические настроения. Это способствует секуляризации – это освобождение от церковной диалоги и господства религии. Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью антично типа культуры.
На первый план в области философии выходит учение Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков. Центром философской мысли становится не Бог, а человек. Появляется антропоцентризм. Появляется течение – гуманизм., т.е. мировоззрение, в котором человек считается вышей ценностью.
Изменения в понимании:
Реабилитируется природное начало. Вся земная жизнь начинает цениться.
Переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы
Несмотря на реабилитацию природного начала гуманисты не отрывают человека от Бога, а ,наоборот, сближают их, т.е. происходит обожествление человека как существа поставленного властвовать над природой
Изменяется отношение к деятельности. Если для средневековья труд – это проклятие, кара за грехи. Высшее – это не труд, а религиозное делание (молитва, изучение Библии). В возрождении труд перестает восприниматься в качестве проклятия и особое значение приобретает творческая деятельность.
Философия эпохи Возрождения сначала не отказывается от идеи Бога. Атеизм появляется позже. В первые года происходит переосмысливание понимания Бога. Начинает распространяться учение пантеизм (всебожие) – Бог не отрывается от природы, а сливается с ней, природа не противопоставлена Богу, а обожествляется.
Великие мыслители.
Николай Кузанский. Опирается на идеи Платона. В качестве исходного пункта своей антологии воспринимает Бога как единое. Но в отличие от неоплатоников он считает, что Бог не имеет противопоставлений, он охватывает все. Значит, Бог бесконечен (абсолютный максимизм), а в бесконечности противоположности не различимы и фактически совпадают. Следовательно, в Боге все различия исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Таким образом, он открывает принцип совпадения противоположностей. Вселенная, будучи божественным творением, неотъемлемо существует в Боге, а так как он бесконечен, то бесконечна и Вселенная и она не имеет центра и предела.
Леонардо да Винчи. Область его интересов: механика, математика, философия, анатомия, астрономия. Главная заслуга как естествоиспытателя – разработка и обоснование научного метода познания. Опыт – фундамент всякого познания, он указывает на причины явлений и помогает устанавливать законы,объективное познание без эксперимента и математики очень проблематично; он предвосхищает становление науки того времени, не разделил теологического убеждения о том, что земля – центр мира.
Николай Коперник. Открыто провозгласил и обосновал гелиоцентрическую систему в 1543 году «О вращении небесных тел» - земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца, при этом могут быть другие центры вращения. Причина вращения небесных тел – их собственная природа, т.е. внешние источники движения не нужны; разделение мира на земную и небесную сферу безосновательно. Земля – центр Вселенной. Коперник не дает ответа на вопрос о пределах Вселенной.
Джордано Бруно – ученый, философ, поэт. Во Вселенной существует бесконечное количество миров. Они населены живыми существами, которые могут значительно отличается от земных; придерживается пантеистического подхода к пониманию Бога (всебожие). Растворяя Бога в природе, он преодолевает (???) от отделения формы от материи; активность, движение, творческий импульс передает материи, т.е. она не нуждается во внешних силах и воздействиях. Причина движения в самой материи. За такие мысли он был объявлен еретиком и сожжен.
Галилео Галилей. Вместо понимания движения по Аристотелю, он сформулировал совершенно другой принцип инерции. Большое значение для науки имели исследования свободного падения тел, он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от массы, а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, является параболой. Он первый изобрел телескоп с 32-кратным увеличением, определил, что солнце вращается вокруг своей оси, а на его поверхности имеются пятна; у Юпитера есть 4 спутника, у Луны - гористое строение, луна имеет колебания, вибрацию. Он отстаивал справедливость учения Коперника.
Все изменения мировоззрения в эпоху Ренессанса не могли не сказаться на социально-философских и политических учениях, появляются новые теории, основания которых – реальные земные интересы человека и потребности общества.
Мор и Кампанелла - предлагали идеальное государственное устройство. Томас Мор-«Утопия», Кампанелла-«Город солнца»
13. Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.Н. возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В cредние века н. развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией наук. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма(греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия; Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней) и гилозоизма (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы). Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений.
Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное.
Ученые ((( вроде как Леонардо
. Сократ выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Душа – хозяйка, госпожа тела и инстинктов. Свобода закл. в господстве души над телом. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего фил-ния человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
Анаксагор выдвинул натурфилософское учение о неразрушимых элементах - гомеомериях, которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых эквивалентны целому. Исходя из принципа "всё во всём", объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий элементы.
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины