logo search
Ответы к экзамену

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.

Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Й. Бохеньский, Г. Веттер и др.

Оживление неотомизма связано: 1) с социальными потрясениями общества, чему церковь противопоставила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. Согласно неотомизму, существуют 2 источника познания: знание через веру, внушаемые божественным откровением, и знания, приобретенные средствами человеческого разума. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Разум подчиняется вере. Разум теоретически охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логических аргументов от неверия и заблуждения.

В 1914 г. были опубликованы «24 томистских тезиса», где сформулированы основные положения католической философии по онтологии, космологии, антропологии и теодицее («богооправдании»).

Единство мира заключается в его бытии, а источником бытия выступает Бог. Бог, сотворив мир, оставил на нем следы своего бытия в объектах природы, по которым можно заключить о существовании Бога. Основание для такого вывода – подобие всех различающихся между собой вещей как свидетельство о единстве плана строения всего сущего. Согласно томистской онтологии, вещественную основу мира составляет материальная, инертная и косная масса, не способная к движению и внутренней самодеятельности; она всего лишь возможность, ждущая реализации.

Космогенез представляет собой процесс перехода всего существующего из потенции в акт, от низших уровней ощущения возможностей к высшим.

Человек – продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа по отношению к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Способностями человеческой души является: 1) познание и 2) свобода воли. Вершину знаний образует теология, посередине располагается философия, а остальные науки образуют подножие пирамиды. Неотомисты различают 3 рода познания: чувственное (постигает единичное), разумное (общее), божественное. Свобода воли ставит перед человеком необходимость выбора между мирскими и евангельскими ценностями. В середине ХХ в. томистская философия встала перед необходимостью осовременивания своих теоретических оснований. Предпринята попытка ассимилировать некоторые научные идеи, в частности, христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина. Одним из наиболее выдающихся представителей религиозного модернизма является Тейяр де Шарден (1881-1955). В основе его концепции лежит принцип эволюции. Вселенная представляет собой процесс косморазвития. 1 этап – «преджизнь», 2 – «жизнь» (биосфера), 3 – «мысль» (ноосфера). Цель и предел эволюции – Бог (движущая и направляющая сила), «точка Омега».

Силой эволюции выступает не естественный отбор, а влияние внутренних духовных сил. Идеал – активное отношение к миру, созидательный труд, борьба с проявлениями зла.

Шарден сформулировал ряд диалектических положений: принцип всеобщей связи, взаимозависимости явлений и предметов действительности, скачкообразность процессов развития, неодолимость нового. Значительное место в его системе занимают элементы научного мировоззрения и идеи гуманизма.

В модернизированном томизме учение о Боге корректируется и разбавляется учением об основаниях и смысле человеческой жизни. Рисуется утопическая картина общества, в котором все сферы жизни человека освящаются религиозным культом. Если традиционная томистика ориентировалась на богопослушание, то современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего неповторимого «я». Зло проистекает из того, что люди неправильно пользуются дарованной им свыше свободой. Борьба со злом переносится из социально-политической области в сферу морали и считается, что нравственное совершенствование человека возможно исключительно на религиозных началах. Духовные ценности ставятся выше материальных.

В русле гуманистического осовременивания томизма находится персонализм, возникший на рубеже XIX – XX вв. в США (Э. Брайтмэн, Р. Флюэллинг) и во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа). Его мировоззренческая установка – примирить религию с некоторыми гуманистическими ценностями.

Исходный пункт философии персонализма – самосознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя в свободе, иррациональной творческой самодеятельности личности, которая первична, обуславливает существование и смысл объективной реальности.

Личностное «я» неразрывно связано с другими «я», однако коммуникативность по природе не социальна, а религиозна. Осознание человеком своего единства с другими людьми имеет в качестве прообраза извечную связь человека с Богом. Основная задача – содействовать духовному самосовершенствованию личности.

Современная западная философия. ("Философия жизни", экзистенциальная философия, религиозные ориентации, исторические формы позитивизма)

Начиная с середины 18 века в европейской ф. господствующее положение занимает рационалистическое направление. Установки рац-ма продолжают оказывать свое влияние на развитие фил. процесса и в 20 веке. Однако к середине 19 в. в развитии западноевроп. фил. происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистич. концепции. Утверждение фил. иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал фил. рационализм. К середине 19 века люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей челов-ва. В фил-ии утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно чел. целей. Осн. черты умонастроения 2 пол. 19-20 вв - неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и соц. пессимизм, скептицизм. Если рационализм мистифицирует рациональноцелесообразные формы чел. активности, то в иррац-ме духовное отождествляется со спонтанным, бессознат. импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объясняются в И. производными от первоначальной, досознательной основы. Возникают различ. школы и направления И. : фил-я жизни, экзистенциализм. И. выступает против установки Р. , что природа и различные сферы общ. деятельности рациональны в своей основе и, следовательно, доступны мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказания и ориентиры для чел. деятельности. И. отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира. У Шопенгауэра основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная Мировая Воля. У Бергсона такие функции выполняет "жизненный порыв" - хаотичный поток инстинктов. Теоретико-познават. и реально-преобразовательному отношению к миру, выраженному в системах Р. , И. противопоставляет нравственно-практический. Свои усилия иррационалисты направляют на выработку эмоционально-нравственных установок, служащих для ориентировки человека в межличностных ситуациях. Человек рассм-ся, гл. об. , как субъект общения (коммуникации). В фил. теории И. противопоставляет гносеологическому подходу Р. аксиологический, в основе которого лежат установки антопологизма. Отрицается способ-ть понятийного мышления адекватно отражать действит-ть. При построении фил. системы Р. свойственно стремление "снять все иррац. остатки", уложить все знания в строго определ. логич. формы, а все, что в них не укладывается, отбросить как незнание. И. не присуща отриц. реакция на рацион-и систематич-е методы философ-я. Он акцент. внимание именно "иррац. остатках", заявляя, что только они являются подлинным знанием.

Философия жизни выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочными, политич. , экон. и иными утилитарными подходами. Понятие "жизнь" заменяет понятие "бытие". В Ф. Ж. можно выделить 3 основ. школы : академическую "ф. Ж"(Дильтей, Зиммель), "творческую эволюцию" Бергсона, "философию воли" Ницше. Ак. Ф. Ж. Действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Объект познания - жизненный опыт. Предст-ли ак. Ф. Ж. провозглашают методом "наук о духе" непосредственно переживание истор. событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново. Творч. эволюция Бергсона. Центр. понятие фил. учения Бергсона - жизненный порыв. Жизнь - это непрерывный творч. становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Эволюция мира становится творческой эволюцией. Мир - единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые формы он находится в состоянии непрерывного становления. Познание жизненного порыва возможно только на основании интуиции. Интуиция - род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слится с тем, что есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого. Интуиция - основа Духа. Это тождественное с Духом состояние Б. назвал первоначальной интуицией. В ходе эволюции первонач. интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. У человека интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Создателем этической интерпретации "ф. ж. " явл-ся Ницше. Он развил конц. "воли к власти" на основе конц-ии "воли к жизни". "Жизнь стремится к максимуму воли власти". "Воля к власти" - основа права сильного. Именно таким правом должен руков-ся человек во всех сферах своей жизнедеят-ти. В том числе, право сильного - основа власти мужчины над женщиной. Из права сильного, "воли к власти" Ницше выводит все основания морали. Мораль, определяющимими понятиями к-й явл. понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосх-ва одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). В основе морали господ должны лежать след. принципы: 1. "ценность жизни" есть единственно безусловная ценность 2. сущ-ет природ. неравен-во людей, обуслов-е различием их жизненных сил и "уровнем воли к власти" 3. сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами. Всем этим требованиям удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Н. пропаганд-л двойную мораль сверхчел-ка: по отношению к своим-нежные, и дружелюб. люди, по отношению к "чужим"-необузданные звери, руководствуются инстинктами. Цель чел-ва -вырастить сверхчел-ка.

Человек в экзестенциальной Ф.

Условия возникновения: 1) взгляды Шопенгауэра, Ницше, 2) мотивы одиночества, дух. Кризиса общества. Представители: Мартин хайдеггер «Время и бытие», К. Ясперс «назнач. Истины и ее смысл» - Германия, Фрапнция ЖанПоль Сартр «Бытие и ничто», А. Камю, Русск.Бердяев, Лев Шустов. Различают: светский(Хайдегер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель). Особенности: 1) попытка превратить фил. тексты в светские.2) Проблема сущ. Челка:настоящая (свободная)не зависит от коллектива и ненастоящаяв обществе, где человек приспосабливается к нормам и др людям. Челк не может быть собой в обществе= надо помочь разобратся в себе=человек не данность, а заданность, создает себя все время =не может сущ. Вне общества, но в нем он не свободен=экзест. ситуация. Карл Ясперс (1863-1963) не считал фил-ю наукой о бытии или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь или бытие неограничены. Истинное бытие не познается наукой, но осознается душой при помощи фил-ии. В центре фил-ии нет понятия разума или рассудка, а есть фантазия и вера. Философ. вера основана на размышлении. Главная цель фил-ии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. Человек должен идти за гениями человечества, стремиться к "коммуникации", т. е. понимать, слышать людей и быть в свою очередь услышанным ими. Хайдеггер (1889-1976) считал, человек представляет особый вид бытия. От всех других видов бытия он отличается тем, что осознает свое существование, Чтобы его постигнуть его пережить, а также описать его так, как оно открывается в этом переживании. Существование характеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Существует однако более глубокий смысл челов. существования. Для обозначения этого смысла исп-ся термин "экзистенция"(существую). Не каждый человек обладает экз-ей. Базируясь на этих 2 категориях, Х. описывает бытие отдельного человека в его повседневной жизни, рассматривает проблему его неподлинной и подлинной жизни. В повседневном общении людей"безличное" - это неподлинная жизнь. Человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Различные трагич. ситуации могут пробудить чел-ка ото сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации Х. наз-ет пограничными. В них человек находится в состоянии тревоги, страха. Страх - основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека. Чувствуя страх, человек становится одиноким. Во всем своем величии, в истинным своем смысле, подлинное существование возможно только "перед лицом смерти". Подлинный человек - это чел-к, к-й осмыслил факт своего одинокого уединенного существ-я. Познавать необходимо не столько об-во, сколько сущест-е изолированного, уединенного человека, его сущность. Весь мир, по Х. проникнут "мировым страхом", или "первобытным страхом". Подлинный человек свободент. к. он знает, что он ничто. Человек отрицает свободу другого человека. Следовательно, ему неоткуда ожидать помощи. Единственное, чем он может руководствоваться - явл-ся голос его собственной совести. Делая тот или иной выбор, чел-к не может иметь гарантии, что он выбрал хорошо. Поэтому, отдавая предпочтение подлинной жизни, мы выбираем волнение и озабоченность. Забота - постоянный внутренний признак подлинного сущ-я. Отрицат. социальная роль экз-ма состоит в том, что он навязывает вывод о бессмысленности жизни, проповедуя излишний индивидуализм и одиноч-во чел-ка, он тем самым обесценивает всю обществ. жизнь и деят-ть человека.

Религиозные ориентации в Ф 20 в (неотомизм, персонализм).

Школы: персонализм(П. Шиллинг, Мунье, Райт), христианский эволюционизм (Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Трельч, Харнак, Тиллих, Бультман) и неотомизм (Маритен, Жильсон, Гвардини).

20 в массовое общество, глобальные проблемы. Необходимо создание понятной картины мира, разгрузить негативный эффект в жизни человека. Неотомизм: связан с Ф. Аквинским. С1879 г Официальная доктрина католичества. Принципы: 1)гармонии разума и веры (религия и наука изучают естественные процессы = не противоречат друг другу), 2) принцип иерархии знанийН.+Ф. =Р., 3) принцип креационизмамир результат божьего творения. 4) принцип гилеморфизмаединство формы и материи, 5) провиденциализмплан развития мира в соответствии с божьем проведением, 6) изменение функций трудане наказание, а необходимая форма сущния челка. неопротестантво - познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как "подлинный" - верующий и "неподлинный"неверующий. Неверующий человек находится в "видимом мире", его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом, и тем самым приобщает его к высшему миру. задача - создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Неотомизм Жильсон, Маритен, Мерсье, Фабро.: принципа гармонии веры и разума. сущ 2 источника знания: 1. знания, внушенные божественным откровением через веру 2. низшие знания, приобретенные через разум Вера без разума превращается в слепое поклонение, разум без веры впадает в гордыню самомнения. " док-во бытия Божия "1. на основе всеобщей причинной обусловленности делается вывод об абсолютной первопричине, к-й является Бог 2. на основании наличия движения - вывод о наличии неподвижного перводвигателя -Бог 3. на основании случайности конечных вещей - вывод - за случайностью кто-то есть, стоит необъяснимое существо 4. Из несовершенства творений - вывод о совершенном бытии - Бог 5. В мире царит порядок и целесообразность, причиной порядка является Бог Тейярде Шарден (1881-1955). Попытался соединить религию и научное мировоззрение Основная работа " Феномен человека ". Феномен человека рассматривается в рамках космического пространства. В основе концепции Т. лежит принцип эволюции1эт - "преджизнь" - эволюция химических элементов галактик, формирование оболочки Земли, физико-химическая среда, благоприятная для образования жизни 2эт - "жизнь" - возникает живой покров Земли - "биосфера" - развиваются все формы живых организмов, вплоть до человека. 3эт - "мысль" - становление человека и формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли - сферы духа "ноосферы", через которую возможен выход в сверхжизнь к точке "Омега" или сверхличности, духовному центру универсума - Богу. персонализм. Он возник на рубеже 19-20 вв. прежде всего в США ( Брайтмен, Флюэллинг) и во Франции (Мунье, Лакруа). Целевая мировоззренческая установка - примирить религию с некоторыми гуманистическими ценностями. Исх. пункт Ф - самосознающая человеческая индивидуальность, проявл себя в беспредпосылочной и ничем неограниченной свободе. Здесь исп понятие "жизненный порыв" Бергсона - творческая самодеятельность личности иррациональна, беспричинна и потому необъяснима. Активность "я" первична, обуславливает существование и смысл объективной реальности. При всей уникальности личного "я" последнее не изолированно в своей единичности и дано в неразрывной связи с другими "я". Осознание человеком своего единства с другими людьми имеет в качестве прообраза извечную связь человека с Богом.

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Направленность Ф науки, изучение закономерностей существования научных знаний. Связь сциентизмабсолютная роль науки в обществе и антисциентизмот науки все беды. Этапы: ранний позитивизм (3040гг. 19 в) «наука сама себе философия». Огюст Конт, Герберт Спенсер: пордлинное знание - знание, полученное эмпирическим путем. - задача ф - систематизация конкретно-научного знания на основе рац. классификации наук. Удел науки - не объяснение, а описание вещей. Наука, не способна ответить на вопрос почему. и отвечать лишь на вопрос как.Нужно : вывести науку из сферы влияния Ф, создать новую Ф, в & не будет псевдопроблем. эмпириокритицизм ( махизм ) - к 19 н 20 века Эрнест Мах, Рихард Авенариус. 1) отказ от фил. проблематики, 2) очистить фил. от понятий и категорий, ввести новые проблемы. Все существующее объяснялось как ощущение человека. Ощущение - это элемент мира а) физические элементы б) психические элементы Разработан принцип координации - не существует объекта без субъекта и наоборот. познание - биологический процесс. Неопозитивизм(1020гг 20в)анализ логики научных исследований и уточнение смысла научн. высказываний Предмет исследования - язык науки. Функция ф - объяснение деятельности человека в языковом мире. Логический позитивизм ставит 2 задачи: 1. исключить из науки все положения к-е не имеют смысла и возникают в результате неправильного употребления языка 2. создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.аппарат математической логики Предложения: 1. антинаучные - не имеют смысла нельзя ни опровергнуть ни подтвердить. От них необходимо избавиться 2. вненаучные - имеют смысл, но не могут быть проверены фактами,след необходимо устранить из науки 3. научные - подлежат проверке а) фактуальный (синтетич) характер - законы физики б) аналитические - не несут никакой информации о мире, но являются истинными - положения математики и логики Осмысленные суждения это: 1. суждения о фактах 2. логичные выводы из этих суждений процедура проверки предложений на предмет их осмысления получила название верификации - установления правильности научн утверждений в результате опытной проверки Принцип фальсифицируемости - положения, претендующие на научность необходимо стараться опровергнуть постпозитивизм Проблемы: динамика научного знания, его социокультурная детерминация взаимопроникновение эмпирич и теоретич уровней знания Поппер 1935 "Логика научного исследования" Принцип верификации заменил принципом фальсификации. Принятие научных утверждений основано на соглашении между учеными. Разработал концепцию 3 миров: 1 - мир субъективного знания 2 - мир физической реальности 3 - знание, независимое от воли и интересов субъекта Лакатос - критиковал Поппера Основная единица научного знания - исследовательская программа - состоит: 1. жесткое ядро - утверждения, принимаемые как бездоказательные 2. защитный пояс - помогает помогает защищаться от всяческих опровержений 3. негатив, позитив - эвристика - совокупность правил, которые указывают каких ошибок надо избегать Фейеррабенд - понятие "научно-исслед программа" Кун - "Структура научных революций" - история развития науки. Предмет исследования - коренные переломы в развитии науки. Выдвинул понятие - парадигма. Основание любой науки - общепринятые утверждения, ценности, нормативы.

14 Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика.

Бытие то, что гарантирует существование. История понятия: 1) ПарменидБ.то, что имеется за миром чувственных вещей, это и есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно и не имеет деления на субъект. И объект., оно вся полнота совершенства. Абсолют. Идея бытиябытие истиное, сущее, но постижимое только умом. 2) Сократчеловек мера всех вещей, высшая реальность не бытие, а сознание. От парменидаделение на подлинное и неподлинное бытие. 2 пути выхода: перестроить мир и перестроить себя. 3) Средние векасоотношения бытия как реальности вне мира чувств с вещами мира. Ф. Аквинскийбытие это Бог, все остальное неподлинное. 4) Новое времяотказ от проблем бытия и метафизики: а) теряется ощущение подлинности и неподлинности существования, б) человек, его сознание, потребности и жизньединственное несомненное подлинное бытие, в) вера в способность и зменить мир, г) господство материализма = бытие сущего стало субъективностью. 5) 20 векдаже абсолют стал зависим от человека. Поход против разума= осознание бессмысленности существования= человек наедине ос своей телесностью. 6) постмодернизмгераклитовское понятия бытия как постоянного движения, изменения, становления. Формы бытия: 1) бытие ваещей и процессова) бытие вещей и состояний природы (космология), б)бытие природы как целого, в) бытие вещей, произведенных человеком (теория конфликтов) . 2) бытие человекаа) бытие человека в мире вещей, б) бытие как особого сущегосознания и бессозн.(1 предметно-практическая деятельность 2 практика социального созидания 3 коллективная деятельность 4 самосознание 5 самодеятельность), 3) бытие духовногоа) бытие индивидуального духовногосознание, б) бытие бытие объективного дух.язык+ культура. 4) Бытие социальногочеловек и общечтво. Бытие - это фил категория, означающая реальность. Фил смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного ( всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей ); в противоречии общего и отдельного, целого и частного. Бытие самое общее понятие. Уровни бытия: актуальное и потенциальное Виды бытия: объективная и субъективная реальность. Фрейд в духовном опыте человека видел 3 уровня: 1 глубинный слой бессознательных влечений (оно) 2 сфера социального (я) 3 социальность внутреннего сознания человека (сверх-я)-установки общества.

32. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия.

33. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Формирование научно-философского понятия материи. Методологическое значение этого понятия

3 этапа развития представлений о материи: 1) чувственнонаглядные прдставлениясубстанциональное понимание: материя=субстанция=первооснованекоторый элемент, чьи своиства характерны для всех предметов мира (Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Гераклид - огонь, Эпидокл - 4 первоначала - вода, воздух, огонь, земля) . 2) механический материализм: материя как вещество, связано с пониманием атома. Использование естественнонаучных знаний о строении объектов. ОпределенияМ.: физическое тело, кот. характеризует свойство инерции, постоянство и независимость пространственных характеричтик движения.+элементарной основой телатом. Заслуга: материя обознач. Объективным состоянием окружающего мира, кат М. Возникает из потребности науки и мрвз решить вопрос о основе всего сущего, разработка категории материи= постановка проблем взаимосвязиединого и многообразног, прерывного и непрерывного. Недостатки: материя не универсальна, отожествление Ф и научн. понимания материи (не раскрывает специфику Ф абстракции). 3) Научная рев. 20в.электомагн поле (Фарадей), электрон (Томпсон) рентген, радиоактивность, квантовая теория= новая научная картина мира. Материяэто мат тела и волны, кот обладают характеристиками зависимости параметров объекта от скорости движения. Осмновная структураэлементарная единица. 4) Диалектический материализм. Ленин: материяфил. категория, кот используется для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая определяется, копируется , отображается в ощущениях и существует независимо от них. Материявсе, что существует независимо от человека. Плюс: все, что существует материально. Минуснеэвристична=абстракция. Атрибуты материи 1)сама себе причина, 2) сохранение материи, 3) системный характер: неорганическая(мегамир, макромир, микромир), органическая (микроорганизмы, одноклеточные, простейшие), социальная (семья, соц. Группа, племя), 4) движение, 5) пространство, 6) время.

Основные формы движения материи. Современная наука о строении материи.

В Ф М определение, кот связано с признанием свойства быть объективной реальностью, отличается современным представлением о структуре и свойствах материи, кот изменяются с каждым новым открытием в области естествознания. Мнеизменная истина, ибо любые новые открытые материальные объекты не могут не быть объективной реальностью. Про научное понимание материи так сказать нельзя. 1) Каждая материальная вещь это единство вещества и поля. Вещество обладает массой покоя, механической массой, а поле нет. Поле и вещество предполагают друг друга, поля присутствуют в любом естественном образовании , обеспечивая его целостность. Вво и поле взаимно превращаются друг в друга. Но структура материи не математически потенциальная бесконечность, в которой происходит повторение одного и того же. Известно 107 элементов. При этом амакротела образуют структурные уровни, объекты кот взаимодействуют др с др. В неживой и живой природе свои уровни. Неживая: субатомный = атомный= молекулярный= макротел = планетарный = системы = галактики = метагалактики. Живая: субклеточный = клеточный = органный= организменный = популяционновидовой = биоценотический = биосферный. Общество: человексемьяколлектисоц группакласснациягосвосистема государствобщество. Все структурные уровни могут рассматриваться как каческтвенные узлы развивающейся материи, этапы глобальной революции. На каждом структурном уровне находятся системные образования, свва кот не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Пр свва вида и популяции не сводятся к свойствам отдельной особи.= в структуре внутренние связи более сильные, чем внешние=это способ взаимодеиствия системы. Общая теория систем изучает причину несводимости высшего к низшему. Кроме систем в природе сущ и несистемные объекты, своиства кот не отличаются от свойств их составляющих частей.

34. Системно-структурная организация бытия.

35. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.