7. Натурфилософские ориентации досократической философии.
Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии (в Малой Азии). Центром – г. Милет. Ранние греческие философы интересовались проблемами происхождения мира, возникновения космоса (натурфилософы).
Натурфилософия – это наука, изучающая философию природы.
Милетская школа (VI в. до н.э.) представлена именами Фалеса (основатель), Анансимандра и Анаксимена. Школа носила материалистический характер (вопрос о первооснове всего).
Фалес считал, что причина многообразия мира заключена в воде (первооснова). Все в мире возникло в результате количественного изменения воды.
Анаксимандр считал первоосновой всего сущего апейрон – качественно неопределенное, беспредельное вещество (смешение стихий). Апейрон активен, находится в движении. Из него выделяются стихии: огонь, вода, земля, воздух. Эти стихии взаимодействуют и порождают все, что нас окружает. 1-м попытался составить географическую карту. Полагал, что Земля шарообразна, а Луна светит отраженным светом.
Анаксимен. Первооснова всего – воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, превращается в ветер, затем – в облака, воду, землю, камни, другие предметы.
Гераклит Эфесский. Первоначало – огонь (божественное слово – «логос»). Всеобщий круговорот природных явлений объяснял изменениями огня, мир не вечен, через каждые 10 тыс. млн. лет он сгорает и возникает новый мир. Он учил, что все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Пифагор (580-500 гг. до н.э.) считал основой явлений природы числа, образующие космический порядок. Вещи образуются на основе числа, познать мир – значит познать управляющие им числа. Для пифагорейцев числа – самостоятельные существа, они абсолютизировали и обожествляли их.
Священная монада (единица) – это бог-Зевс, Разум, она чет и нечет одновременно, остальные числа появились из 1 посредством движения. Двойка (жена Зевса) – принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело – тройка (сын Аполлон), его противоречивая сторона. Четверка – образ четырех элементов природы. Десятка – священная декада, основа счета, образ Вселенной (10 небесных сфер и 10 светил). Небесные тела при движении создают звук – космическую симфонию, которую могут слышать только боги или им подобные (Пифагор).
Пифагорейцы большое внимание уделяли геометрии. Все вещи состоят из противоположностей: нечет – чет, правое – левое, мужское – женское, покой – движение, свет – тьма, добро – зло. Предел – это огонь, беспредельное – воздух («пустота»); мир дышит «пустотой», состоит из взаимодействия огня и воздуха.
Душа имеет божественное происхождение, является огненной по природе и находится в могиле (теле). «Душа тогда жива, когда тело мертво». Пифагорейцы верили в бессмертие души – идеи метемпсихоза (переселения душ).
Другое направление – элеатов (к. VI–н. V в. до н.э.).
Основоположник этого направления – Ксенофан. Он признает материальность мира, который считает неизменным. «Мы все родились из земли и воды». Критиковал политеизм, т.к. считал, что греческих богов выдумали сами люди по своему подобию. Первым высказал мысль о Боге едином для всех народов.
Парменид – первый философ, который начал логически мыслить. Ввел понятие «бытие», отождествил бытие и мысль («мысль о предмете и предмет мысли есть одно и то же»). «Бытие существует, оно не имеет частей, не возникает и не исчезает – оно вечно». Он считает, что истинное знание о бытие может быть достигнуто только при помощи разума.
Зенон Элейский поддерживал Парменида, доказывал, что движение и многообразие относятся не к «истинному бытию», что в «истинном бытии» движение и множество не существуют, что признание движения и множества приводит к неразрешимым противоречиям, к затруднениям (по-гречески – «апория»).
Первое возражение против движения («дихотомия», деление пополам): движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем достигнет его конца, а прежде чем пройдет эту половину, должен пройти ее половину, и т.д. Вывод: признание движения приводит к противоречию => невозможно разумом разрешить проблему движения.
Ошибка: он абсолютизирует прерывность движения и игнорирует его непрерывность. Реальное же движение есть единство прерывности и непрерывности (каждая отдельная часть пути неразрывно связана с целым, с непрерывностью).
Второй аргумент – («Ахилл и черепаха»): Ахилл начинает свой бег в тот момент, когда черепаха начинает ползти в том же направлении. Ахилл никогда не догонит черепаху; пока он достигнет точки, где она находилась, черепаха уже уползет дальше. Вывод: самое медленное не будет настигнуто самым быстрым.
Ошибка: признавая прерывность и бесконечную делимость пространства и времени, Зенон не учитывает непрерывность пространства и времени.
Третий аргумент («Стрела»): в каждом пункте пути летящая стрела занимает определенное место; движение предметов требует места большего, чем сам предмет; но стрела не может быть одновременно и такой, и другой длины => в каждом пункте пути летящая стрела покоится. Т. о., движение есть простая сумма состояний покоя, игнорируется диалектическое единство движения и покоя. Вывод: движения «в истинном бытии» нет, т.к. сумма состояний покоя не может дать движения.
Материалисты V в. до н.э. стремились разрешить вопрос о строении материи, о характере материальных частиц и их движении.
Эмпедокл основой всех природных явлений считал 4 материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю. Все тела состоят из различных сочетаний этих 4 элементов. Движение элементов объясняется совместным действием двух противоположных сил – «дружбы» и «вражды» (притяжения и отталкивания).
Анаксагор выступал за первооснову всех явлений природы, принимал мельчайшие неделимые материальные частицы – «гомеомерии» (семена вещей). Из этих элементов возникают многообразие мира. Движение «гомеомерий» Анаксагор объяснял внешней по отношению к ним силой – «Нусом» (мировым разумом, легчайшим веществом).
Среди материалистических направлений V в. до н.э. наиболее значительным является древнегреческая атомистика, представленная Левкиппом и Демокритом.
Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул учение об атомах как неделимых материальных частицах, которые отличаются друг от друга формой и величиной. Атомы движутся в пустоте.
Демокрит развивал учение Левкиппа и утверждал, что атомы находятся в вечном движении. Атомы – это бытие, а пустота – небытие. Из атомов состоят все качественные вещи (запах, вкус, цвет).
Атомные вихри, возникающие в различных местах Вселенной, образуют бесчисленные миры, которые возникают, развиваются и уничтожаются. Вселенная бесконечна и вечна.
Демокрит выдвинул идею детерминизма – в мире нет ничего случайного, все происходит по необходимости, исходя из связи причинны и следствия. Он признавал вещественный характер души. Функции души выполняют шарообразные атомы: когда человек дышит, они проникают в тело происходит столкновение действие. «Душа – ветер».
- 1. Мировоззрение его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.
- 2. Специфика философского мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
- 3. Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии.
- 4. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.
- 5. Философские учения Древнего Китая.
- 6. Древнегреческая философия: специфика и этапы развития.
- 7. Натурфилософские ориентации досократической философии.
- 8. Древнегреческая философия классического этапа.
- 9. Философия эпохи эллинизма.
- 10. Философия Древнего Рима.
- 11. Статус и основные проблемы философии Средневековья.
- 12. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.
- В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
- Понятие движения. Основные формы движения и их взаимосвязь.
- Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
- Закон отрицания отрицания.
- Деятельность как способ существования человека. Специфика, структура и основные виды деятельности.