2. Специфика философского мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.
Мировоззрение формируется: 1) стихийно, эмпирическим путем (методом проб и ошибок); 2) сознательно – через освоение опыта, накопленного человеком (сложнее, чем 1), но безопаснее).
Как сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.
Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифология (от греч. Mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение (система взглядов на объективный мир и место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного.
Религия – от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием. Однако в отличие от мифологии, религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два полюса – посюсторонний мир («земной», естественный воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный, сверхчувственный).Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие . Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – это всегда теоретизирование, работа мысли.
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает любовь к мудрости. В отличие от мифологии и религии, философская мысль представляет собой принципиально иной тип миропонимания, основанный на позициях разума и интеллекта. Философское мышление ставило перед собой цель не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме познания мира, оно также предполагает раздумья о природе человека, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму знаний, образующих картину мира. целью науки является теоретическое отражение действительности. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. такое знание глубоко личностно и императивно (обязывает к определенному образу жизни и действий). Философия всегда выполняет функцию методологии познания и интерпретации его результатов, она предшествует науке – «схему опыта должна сначала набросать мысль» (кант).
Философия и искусство. Общее: предмет изучения и в философии, и в искусстве – духовный мир человека, образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес философа и художника направлен на ценностный пласт культуры, формирование идеалов. Философские трактаты, как и произведения искусства, многозначны, характеризуются спецификой авторского мировосприятия, предполагают множество личностно значимых интерпретаций.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. вошли в историю культуры и как великие писатели, и как оригинальные философы. Специфика философского познания мира заключается в использование категориально-теоретических средств осмысления и интерпретации исследуемой предметной области. В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами, в философии используется язык категориальных абстракций. Художественный образ воздействует на чувственность человека, философ же апеллирует к человеческому разуму.
Уровни мировоззрения:
1) жизненно-практический (чувственный) – как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности,
2) теоретический (рациональный) – как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Может осуществляться только на основании 1), следовательно, мировоззренческое понимание мира следует рассматривать в единстве и взаимодействии двух уровней сознания.
- 1. Мировоззрение его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.
- 2. Специфика философского мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
- 3. Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии.
- 4. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.
- 5. Философские учения Древнего Китая.
- 6. Древнегреческая философия: специфика и этапы развития.
- 7. Натурфилософские ориентации досократической философии.
- 8. Древнегреческая философия классического этапа.
- 9. Философия эпохи эллинизма.
- 10. Философия Древнего Рима.
- 11. Статус и основные проблемы философии Средневековья.
- 12. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.
- В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
- Понятие движения. Основные формы движения и их взаимосвязь.
- Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
- Закон отрицания отрицания.
- Деятельность как способ существования человека. Специфика, структура и основные виды деятельности.