8. Древнегреческая философия классического этапа.
Классическая философия (2 пол. V– к. IV в. до н.э.) приходится на расцвет греческой рабовладельческой демократии. Важнейшим понятием древнегреческой жизни оказывается понятие гражданин. В общественном сознании главной проблемой становится проблема гражданских добродетелей. Возникла потребность в образованных людях, способных управлять государством, обладающих умением произносить речи, доказывать свою правоту и опровергать оппонентов. Появляются ученые, которые за плату стали обучать риторике – искусству красноречия, эристике – искусству ведения спора, диалектике – искусству доказательства.
Преподавателей философии называли софистами (V в. до н.э.) – мудрецами, мастерами слова. Со временем слово «софист» приобрело оскорбительное звучание. Аристотель называл софистику «мнимой мудростью», а софистов «мнимыми мудрецами», ищущими корысти, а не истину. Софисты являлись авторами софизмов (уловки – вид правильных умозаключений, но с нарушением законов логики).
Софизм «Лжец»: если лжец утверждает, что он лжет, то он и лжет, и говорит правду, ибо если он говорит правду, то лжет, а если он лжет, то говорит правду. Софизм «Рогатый»: то, чего ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты рогат.
Софисты внесли огромный вклад в развитие грамматики, риторики и логики, но отрицательным в их учении было стремление не найти истину, а убедить в своей правоте. Они считали истинным то, что выгодно человеку. К софистам относятся: Горгий, Протагор, Гиппий, Продик.
Горгий – сторонник релятивизма (точка зрения, согласно которой все в этом мире относительно). Был также скептиком, т.е считал, что существующее принциприально не может быть познанно. Он приводит три тезиса: 1) ничего не существует; 2) если что-то и существует, его нельзя познать; 3) если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому.
Протагор признает только существование материи (материалист). проявляется материалистическая ориентация софистов. Всякая вещь соединяет в себе противоположности и может меняться. Об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения и они будут истинными. «Человек есть мера всех вещей».
Сократ вел споры с софистами. Он отверг натурфилософию как «для человека излишнюю» и в центр своих философских интересов поставил проблему субъекта – человека.
Сократ предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, вводит новые божества и развращает юношество». Он был признан виновным и осужден на смертную казнь. И хотя Сократ мог избежать судебного процесса и даже после вынесения приговора имел возможность убежать, он добровольно принял вынесенный приговор и выпил чашу с ядом.
Известные изречения Сократа «я знаю, что ничего не знаю», «познай самого себя» являются объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении знаний. Поэтому письменных трактатов он не оставил. О его воззрениях мы узнаем из работ его учеников Платона и Ксенофонта.
Центром философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам и богам. Мир есть творение божества, а основой мира является «духовный принцип», т.е. основной вопрос философии Сократ решает идеалистически. Сократ подчеркивал значение совести как «внутреннего голоса», гаранта постижения истины, обращал внимание на познание сути добродетели.
Если человек знает, он никогда не поступит плохо, ошибки – результат незнания. Данная точка зрения характеризуется как этический рационализм.
Основными добродетелями являются: сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасностей) и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Эти добродетели приобретаются путем познания и самопознания.
Свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа (понятийная, субъективная диалектика). Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Посредством правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника (сократовская ирония).
С иронией (сомнением) тесно связана маевтика (повивальное искусство) – стремление помочь слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности. Достижению этой цели служила индукция (движение мысли от частных утверждений к мыслям общего характера). Весь процесс заканчивался дефиницией (окончательным определением).
Основные идеи: править должны знающие люди – философы, а правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь лучшие люди, благодаря своему рождению, воспитанию, образованию; требование соблюдения законов, даже если они не справедливы. «Что законно, то и справедливо».
Платон – ученик Сократа. Основал собственную философскую школу – Академию. Приходит к выводу, что кроме материальных вещей существуют нематериальные (идеальные), которые человек не может познать своими чувствами, а только разумом.
Явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи – неизменны и вечны. Идеи – это подлинное, действительное бытие. Материя без идеи – есть небытие. Окружающий нас материальный мир, который познается посредством чувств, является лишь «тенью» мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи – это подлинное, действительное бытие.
Платон впервые ввел в философию понятие «материя», которую понимал как возможность любых геометрических фигур, отождествляя ее с пространством.
Платон – идеалист. Выше всего у него стоит идея красоты и добра. Истинное познание – это познание разумное. Выдвинул теорию воспоминания (анамнесис). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей.
Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Состоит из трех частей: чувства, воля, разум. Платона считал, что космос сотворен создателем (демиургом), сообщил миру определенный порядок и последовательность.
В работе «Государство» выдвигается теория идеального государства: правители – философы, стратеги – воины, обеспечивающие безопасность государства, и производители – земледельцы и ремесленники. Счастливое государство только то, которым управляют философы. Женщины могут быть и воинами, и философами.
Идеальное государство: монархия или аристократия.
Несовершенные формы правления: тимократия (военная власть), олигархия (власть, опирающаяся на торговлю, ростовщичество), демократия (власть толпы) и тирания (диктатура).
Платон трижды пытался воплотить проект идеального государства в жизнь на острове Сицилия (г. Сиракузы). В конце жизни он частично отошел от своих взглядов – это касалось частной собственности. Она разрешалась для первых двух сословий, но под пристальным присмотром государства.
Аристотель – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основал в Афинах Ликей (лицей) – центр развития древнегреческой науки. Школа Аристотеля называлась перипатетической (школой прогуливающихся философов), т.к. Аристотель обычно беседовал со своими учениками во время прогулки.
Создал «энциклопедическую науку», разрабатывал вопросы философии, логики, психологии, истории, политики. Сочинения: «Метафизика» и «О душе», «Этика», «Поэтика».
Философская позиция Аристотеля характеризуются как дуализм (сочетание материализма и идеализма).
Считал невозможным, чтобы сущность вещи находилась в потустороннем мире, отдельно от самой вещи. Критикуя идеи Платона, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже».
Построил теорию 4-х видов причин: материальная причина (материя), формальная причина (форма), производящая причина, конечная причина (цель).
Аристотель приводит сравнение: архитектор, строящий дом, и искусство архитектора – это производящая причина; план – это форма; строительный материал – материя; законченное здание – цель.
В теории познания Аристотель придерживался материалистического сенсуализма. Он утверждает, что ощущения дают знание единичного, наука познает в единичных вещах общее.
Формирует учение о различных формах движения и развития. 6 видов движения: 1) возникновение; 2) уничтожение; 3) изменение по качеству; 4) изменение по количеству (увеличение); 5) изменение по количеству (уменьшение); 6) перемещение (изменение по положению).
Сформулировал основные законы логики: закон тождества (во всяком правильном рассуждении мысль должна быть тождественна сама себе), закон непротиворечия (два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными), закон исключенного третьего (два несовместимых суждения не могут быть оба ложны, если одно ложно, то другое истинно, а третье – исключено). Вывод общего из частного (индукция) и вывод частного из общего (дедукция).
Аристотель впервые попытался классифицировать категории, выделил 10 категорий: 1) сущность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание.
Основой мира является первоматерия, наделенная двумя парами противоположных свойств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинация дает 4 основные стихии: огонь, воздух, воду и землю, которые способны к взаимопревращениям. Каждое сложное тело образовано из 4-х стихий, взятых в различных количественных пропорциях.
В отличие от Платона Аристотель защищал реалистический взгляд на искусство как на воспроизведение действительности (мимесис).
К "нормальным" государственным формам Аристотель отнес монархию, аристократию и политию, к "ненормальным" – тиранию, олигархию, демократию. Критерии деления: от цели правления, количество правителей. Наилучшая государственная форма – полития (правит большинство в интересах меньшинства). Для нее характерно: умеренность в правах, средний достаток в имуществе, средний слой во властвовании.
- 1. Мировоззрение его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.
- 2. Специфика философского мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
- 3. Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии.
- 4. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.
- 5. Философские учения Древнего Китая.
- 6. Древнегреческая философия: специфика и этапы развития.
- 7. Натурфилософские ориентации досократической философии.
- 8. Древнегреческая философия классического этапа.
- 9. Философия эпохи эллинизма.
- 10. Философия Древнего Рима.
- 11. Статус и основные проблемы философии Средневековья.
- 12. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.
- В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
- Понятие движения. Основные формы движения и их взаимосвязь.
- Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
- Закон отрицания отрицания.
- Деятельность как способ существования человека. Специфика, структура и основные виды деятельности.