logo
Ответы к экзамену

Понятие движения. Основные формы движения и их взаимосвязь.

Проблема движения была поставлена в концептуальном плане греками. Их понимание движения было ограничено простым перемещением. В сер. 19 в. благодаря научным достижениям возникла возможность и необходимость дать философское понимание движения. Эта проблема была решена Марксом и Энгельсом. В отличие от прежних движений, движение – не просто перемещение в пространстве, а любое изменение, происходящее в окружающем мире. Энгельс выделил 5 форм движения: 1) механическое, 2) физическое, 3) химическое, 4) биологическое, 5) социальное. Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим "побочным" подчиненным формам. Движение всеобще, является единственным способом существования материи (все течет, все изменяется) Движение - единство прерывного и непрерывного, изменений колтч и качественных. Данная особенность движения фиксируется в понятии развитие. Развитие не всегда есть движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому и означаеть не только прогресс. Оно предполагает и регресс. Например в ходе эволюции тот или иной организм поднимаясь на более высшую ступень, утрачивает определенные свойства. С прогрессом в науке происходит загрязнение окружающей среды. В настоящее время принято различать следующие формы движения: 1) пространственное перемещение, 2) электромагнитное, 3) гравитационная, 4) сильные ядерные взаимодействия, 5) слабые взаимодействия, 6) химическая форма движения, 7) геологическая, 8) биологическая, 9) социальная.

36. Пространственно-временная организация бытия. Пространство и время в неживой и живой природе.

37. Понятие природы в философии и науке.

38. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и

биогеохимическая стратегии научного исследования природы.

39. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.

40. Понятие биосферы и ноосферы.

41. Биосфера и закономерности ее существования.

Биосфера и человек: проблема коэволюции. Идеи Тейяра де Шардена, И. Вернадского, Моисеева о ноосфере

Коэвалюционный принцип – тесное взаимодействие биосферы и человека. Природа на современном этапе развития по своей значимости перекрывают наши остальные проблемы (экономические, политические, повседневные). Экологическая ориентация общественного сознания становится доминантной времени. Суть экологической угрозы – в растущем давлении антропогенных факторов на биосферу, приводящее к разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения природы. Основные причины – перенаселенность Земли. В настоящее время он составляет до 83 млн. человек в год, причем большая часть прироста относится к развивающимся странам, в этом видится основная проблема данной ситуации. Проблема загрязнения ксенобиотиками (в-ва враждебные жизни) встает для сфер общечеловеческого достояния Антарктида, Мировой океан, космическое пространство. В этом аспекте можно рассматривать точку зрения некоторых ученых и философов, о том, что природа болеет человеком. О однако в этом случае недооценивается способность человека познать то, что раньше называлось провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества. Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия на пути решения всех проблем общества. Все мыслимые проекты переустройства общества должны основываться на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможности существования и развития каждого человеческого существа. И это суровая действительность, связанная с необходимостью понимания экологических проблем как вопроса жизни и смерти. Так же выделяются принципы, благоговения перед жизнью (Швейцер, Блэкстоун), разумного вмешательства в природу – человека-садовника, экодемократия, экософия.

Принцип глобального эволюционизма в естественно-научной картине мира. Идеи Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского о ноосфере.

Идеи глобального эволюционизма развивал в своей философии Моисеев. Любые размышления о будущем цивилизации, а также поиск оснований для формирования новой стратегии во взаимоотношениях человека с природой опираются на некое общее видение мира, которое должно включать в себя и человека. Для описания эмпирических обобщений (названных им аксиомами состояния) М. использовал язык сходный с дарвинистской триадой - изменчивость, наследственность, отбор. 2 группа эмпир. обобщений - механизмы изменения состояния: 1. дарвиновские - основа сознательной деятельности человека( процессы селекции животных, движение космич. аппарата) - развитие событий предсказуемо. 2. бифуркационные - при достижении значения внешней силы, под воздействием которой происходит эволюция, критич. значения, в этом случае принципы отбора допускают целое множество возможных состояний, в отличие от дарвиновских-допускающих однозначность. А в какое из них перейдет система, будет зависеть от случайных факторов, которые будут действовать в данный момент - развитие таких процессов непредсказуемо. Происходит протекание так же и механизма сборки. Природе свойственна кооперативность - объединение отдельных элементов в системы. В результате у образующейся системы могут возникать новые свойства. Имеет место направленность мирового эволюционного процесса. Проявлением этой направленности является тенденция усложнения возможных организационных структур материи и рост их разнообразия. Вторая особенность мирового процесса самоорганизации - тенденция уменьшения степени стабильности систем по мере роста их сложности. Если уменьшение стабильности, следующее за усложнением системы, рассматривать как самостоятельное эмпирическое обобщение, то в его рамках находит свое место антропный принцип. Его смысл состоит в том, что незначительные изменения мировых постоянных (сотые доли процента) могут качественно изменить свойства суперсистемы "Вселенная" и характер всех процессов, в ней происходящих. Даже при таких ничтожно малых изменениях параметров в ней уже не могли бы возникнуть более или менее стабильные образования (человек). По мнению М. , шансы цивил-ии еще не упущены, т. к. сознание опасности мобилизует волю людей и скрытый в них потенциал. М прогнозирует появление в 21 веке единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей и даже общепланетарными Разумом, Памятью, Духовным миром. Впервые слово «ноосфера» прозвучало в стенах старейшего учебного заведения Франции - парижском Коллеж де Франс на лекциях 1927/28 учебного года из уст последователя Бергсона - философа и математика Эдуарда Леруа. При этом соавтором ноо-сферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Тейяр де Шарден (1881-1955), палеонтолог и философ. Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Т. следующие этапы: 1. неорганическая природа - преджизнь 2. органическая материя - жизнь 3. духовный мир - мысль, ногосфера 4. Бог - точка Омега. Решающее значение Т. придает 3 этапу, связанному со становлением и развитием человечества. Человек - есть звено биолог. эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом этапе возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность. Человек через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. Эту сферу Т. называет Ноосферой - мыслящим пластом Земли. Он представляет ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации - фантастическое зрелище коллективной рефлексии. Свое завершение ноосфера находит в некоем синтезе центров чел. сознания, духовном центре универсума - точке Омеге - Боге. Омега - органический центр Вселенной, ее перводвигатель и целевая причина. Одним из вариантов активно-эволюционного осмысления задач человека в мире стала теория ноосферы разрабатываемая русским ученым и философом Вернадским В.И.(1863-1945). Недаром последней его опубликованной работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). В своей работе Вернадский утверждает, что перед человечеством, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого и, это новое состояние биосферы, к которому мы приближаемся и есть ноосфера. 12 признаков Вернадского ноосферы: 1Заселение человеком всей планеты, 2Резкое преобразование средств связи, 3Уселения связе между странами, 4Преобладание геологической роли человека, 5Расширение границ биосферы и выхода в Космос, 6Открытия новых источников энергии, 7Равенство всех рас и религий, 8Ув. роли рабочих масс, 9Свобода научной мысли и научного поиска, 10Продуманная система образования, 11Разумные приобразования вида земли, 12Исключение войн из жизни общества.

42. Социально-экологическая стратегия изучения природы.

43. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики.

Понятие противоположности использовали древнекитайские философы (янь и инь). У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала преимущественно как интуитивное созерцание бытия. В этой ограниченности есть и свое достоинство: доверие к объективности, целостный взгляд на природу. Выдающимся диалектиком является Гераклит - нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет собой непрерывный поток изменений, мир есть процесс, след. изменяется не просто кое-что, а все существующее. Термин "диалектика" впервые применил Сократ - метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений. Платон - диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятие - результат вспоминания душой тех идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Аристотель - диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Абеляр - цель знания истина. Диалектика - искусство для различения истины и лжи. В античной и средневековой философии господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту - это препятствовало утверждению диалектики.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Вольтером и Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рац. фил. метода. Гегелем выделялся принцип идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Отриц. черты гегелевсокй диалектики - чрезмерная абстрактность и идеализм. Исправление чел. диалектики Маркс назвал "переворачиванием". У Маркса единая мат. диалектика выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т е. в виде Д. развития самого объекта и, а также отражением ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная Д. выступает как логика и гносеология. Энгельс проследил пути исторического развития Д. Диалектическое понимание мира - это антидогматизм. В целом М и Э синтезировали Д. и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектич. методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-историч. и конкретно-научн. фундамент. Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Зарубежная фил. 20 в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Неотомисты - усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момент акта творения мира. Сейчас наметились 2 подхода к Д. : 1. скептический - Поппер - универсальный метод = метод проб и ошибок, где Диалектика - частный случай. 2. оптимистический

Основные альтернативы Д.: 1) метафизика (эклектика, догматизм), 2) релятивизм. Догматизм – исследователь оперирует неизменными понятиями по отношению к изменчивым явлениям. Эклектика – из общей связи вырываются отдельные моменты, а затем соединяются. Метафизика: источник развития – внешняя сущность, механизм процесса – постепенное количественное изменение системы, направленность – либо по прямой, либо по кругу, либо взрыв.

44. Диалектика и метафизика в истории философии.

изменения и развития. Единство и борьба противоположностей. Основные типы противоречий.

Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые существенные и необходимые, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы Д. универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, кот присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: 1. Специфические законы (термодинамические) 2. Присущие более широкому кругу явлений (з-н сохранения и превращения энергии) В природе законы реализуются бессознательно в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные соц. законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей. Законы и категории имеют значения: 1. мировоззренческое, т. е. отражают объективный мир и человека в нем, раскрывают его сущность. 2. гносеологическое - выступают как ступени познания 3. логическое - как формы мышления, в которых раскрываются законы мира. 4. методологическое - т. е. законы и категории - необходимое условие для дальнейшего познания и преобразования мира, для совершенствования чел в мире. 5. ценностное - определяют дух-практическую ценность мира и его фрагментов для человека

Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектич. противоположности - основные стороны, тенденции, силы предмета (явления, процесса) которые отражают внутр глубинную суть предметов (притяжение и отталк, жизнь и смерть). Тот или иной объект или процесс представляет собой не только взаимоотношения 2-х противоположностей, но и целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвяз противоположностей. Наличие противопол. вытекает из дифференциальности - она способ и условие развития. Подвижное отношения между противоречиями есть диалог противоречий. Противоречия. 1 основные - содержащиеся в самой сущности предмета 2 неосновные - между взаимосвязанными явлениями 3 внутренние - взаимодействие прот. сторон данного предмета 4 внешние - отношения предмета с окружающей его средой 5 антагонистические - между классами, общ. группами с противоположными непримиримыми интересами 6 неантагонистические - между классами, общ. группами, кот не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами. Борьба противоположностей - противоречивое отношение между прот сторонами, тенденциями, взятое в движении. Этапы взаимодействия сторон целого : тождество - двойное существование –различие -противоположность-противоречие.

Эти этапы вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

Гармония - взаимоукрепление Дисгармония - расшатывание общих структур, развитие одной стороны за счет другой Конфликт - несовместимость прот. Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы прот. проявляется в следующем: 1 если речь идет о единстве и борьбе прот. , то имеется в виду только такие прот. , внутренне присущи данной конкретной системе. 2 противоположности не могут существовать друг без друга однако их единство условно, временно, приходяще, относительно. 3 борьба взаимоисключающих прот. абсолютна как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не единства прот. - это закон. 4 в процессе борьбы прот. могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, кот не могло бы при известных условиях превратиться в свою прот. 5 борьба прот. и их единство обуславливают в опр. случаях возможность временного равнодействия прот., устойчивости предметов, равновесия сил.