logo
Ответы к экзамену

4. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.

История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. В период подъема в экономической жизни страны и глубоких социально-политических конфликтов происходят серьезные сдвиги и в области идеологии. Приходит конец господству брахманизма – религиозной идеологии, сложившейся в условиях раннерабовладельческого общества и освящавшей порядки того периода, в частности – государственную раздробленность.

Брахманизм закреплял сословное деление среди свободных, освящал власть знати, состоявшей из привилегированных групп: брахманов (жрецы), кшатриев (военная знать), а также приниженное положение основной массы свободных, входивших в группу вайшьев (общинники).

Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма. Зачатки философских воззрений встречаются в ранних литературных памятниках: в Ведах, древнеиндийских эпических произведениях «Рамаяне», «Законах Ману». Философия тесно связана с мифологией.

В IV – II вв. до н.э. философские течения складываются в системы. Выделяют 9 философских систем (даршан): чарвака, джайнизм, буддизм, веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Школы, признающие авторитет Вед, считаются ортодоксальными и называются астика. Не признающие этого авторитета называются неортодоксальными, или настика. Настика – это чарвака, джайнизм, буддизм. Астика – это веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога.

Основателем древнеиндийского материализма считают мудреца Брихаспати. С его именем связывается учение локаята, или «чарвака». Сторонники учения чарваков считали мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из 4-х элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа. Материя – основа всего существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении душ чарваки считали бессмысленным. Атеизм чарваков выражается в отрицании существования бога и признании материального мира независимым от божественного провидения и подчиняющимся имманентным ему причинным связям. Этические взгляды чарваков выражали разумное требование счастливой жизни для всех людей. Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни заключается в достижении счастья, которое есть удовольствие и наслаждение.

Среди антибрахманских и антиведийских духовных движений главное место занимали джайнизм и буддизм. Джайнизм отрицает творение мира каким бы то ни было божеством или духом. Мир состоит из двух видов материи: неживой и живой (души, обитающие во всех предметах). В основе учения джайнов – представление о жизни как страдании. Страдание связывается с действием закона кармы, который можно победить. Совершенные в прошлых жизнях дурные дела можно побороть правильной верой и поведением. Надо освободиться от сансары (воплощения в тело – источник страданий). Счастье и свобода – в полном освобождении души от тела. Их соединение – источник страданий, поэтому условием освобождения должно быть полное освобождение от страстей. Согласно джайнизму, существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух нижних мирах обитают демоны, мучающие души грешников. Средний мир – Земля. В двух верхних мирах обитают боги, а в зените – души, достигшие освобождения.

Буддизм – религиозно-философское учение Гаутамы Будды (Просветленного). Символична легенда о Будде. Сын царя индийского племени шакья жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и монаха-аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, побудили его покинуть дворец и начать жизнь аскета. Прозрение наступило после 6 лет сомнений и поисков, Гаутама стал просветленным (Буддой), поняв, что жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от страданий.

Сущность буддизма излагается в четырех истинах:

1) жизнь есть страдание;

2) причиной страдания является сама жизнь с ее страстями и желаниями;

3) страдание можно прекратить, погрузившись в нирвану (сознательное приостановление круговорота бытия на земле, полное искоренение желаний, освобождение от своего «Я»);

4) существует путь к прекращению страдания – «благородный восьмеричный путь», который состоит из: правильной веры (следует верить, что мир полон скорби и страданий); правильной решимости (твердо определить свой путь, ограничить страсти и стремления); правильной речи (следует следить за своими словами, речь должна быть правдивой, доброжелательной, бесхитростной и точной); правильных дел (сдерживаться и делать добрые дела); правильной жизни (соблюдение 5 заповедей: не вредить живому, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и ленивых речей, не пользоваться опьяняющими напитками); правильной мысли (гнать злое, настраиваться на доброе); правильных помыслов (зло – от нашей плоти); правильного созерцания (достигать умения сосредотачиваться, углубляться в поиске истины).

Человек, прошедший все стадии восьмеричного пути, становится святым (архатом), стоит на пороге нирваны. Здесь подразумевается не гибель, а выход из круговорота перерождений. Буддизм воспринимает мир таким, какой он есть. Всё в мире связано. Человек – владыка миров. Будучи частью космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях.

К началу нашей эры буддизм раскололся на два течения – махаяну и хинаяну. Первое обнаружило тенденцию к компромиссу с брахманизмом; второе в большей степени сохранило дух первоначального буддизма. Оба течения распадаются на многочисленные секты и школы.

Веданта – идеалистическое учение, обосновывавшее брахманизм, единственной сущностью, первичной реальностью провозглашала безличный мировой дух – брахмана. Брахман – высшая объективная реальность, зародыш всего сущего, творческое начало.

Идеалисты пытались доказать, что тело есть только внешняя оболочка души (атмана), являющейся частичкой или воплощением брахмана. Важнейшее положение Упанишад – единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.

Душа (атман) вечна и бессмертна, она подчиняется закону кармы, т.е. зависит от последствий своих прошлых деяний. Душа никак не может избавиться от вечного потока перевоплощений, цепи перерождений, причем в последующих воплощениях душа входит в такую оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. С этой точки зрения, человек должен воздерживаться от участия в жизни, сознавать, что земная жизнь – это тлен и суета, и размышлять о своей истинной природе, т.е. о тождестве души с брахманом. Если человеку удается полностью отказаться от повседневных забот, то его душа перестает быть связанной с этим миром и тогда наступает реализация ее тождества с брахманом, т.е. освобождение (мокша). Познание этого может достигаться только посредством откровения, содержащегося в Ведах, и длительного самосозерцания. Все эти положения составляют основу и служат теоретическим обоснованием брахманизма. Веданта отстаивает монистическую модель, согласно которой существует идеальное единство, причина мира.

Школа санкхья склонялась к дуализму. В этой школе наряду с материалистическими идеями существуют и элементы идеализма, главным образом в вопросах этики. Школа санкхья считала мир материальным по своему характеру, постепенно развившимся из единой первоматерии (пракрити). Движение, пространство и время – свойства, присущие материи и неотделимые от нее. Допускается существование независимых от материи душ (компромисс с идеализмом). 3 средства познания: восприятие, логический вывод, свидетельство авторитета.

Согласно учениям ньяи-вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц (ану) воды, земли, воздуха и огня, заключенный в эфире, времени и пространстве. Сами ану несотворимы и неразрушимы, образованные из них объекты изменчивы и непостоянны. Ану различаются между собой качественно и количественно, размерами и формой. Причина существующего мира в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму.

Школа ньяя серьезно занималась вопросами логики и теории познания. Она признавала бессмертие души и реальность мира, который не нуждается для своего бытия в творце, существует вечно и образован из атомов, управляемых законом кармы. В качестве средства познания признавали предположение (гипотезу).

Разложение рабовладельческого строя Индии привело к распространению и усилению крайних форм идеализма мистического толка, например, школы йоги. Это религиозно-мистическое учение разрабатывало способы «обуздания мысли», т.е. способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек якобы осознает отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п.

Итак, перечислим общие черты философских школ древней Индии: 1) тесная взаимосвязь окружающего мира и личности; 2) обращенность философии внутрь человека; 3) аскеза, самоанализ, самоуглубление как жизненные принципы; 4) абстрактный характер философии, решение проблемы первопричины, Абсолюта, размышление над тем, что владеет душами; 5) учение о перерождении, бесконечной цепи перерождений, вечном круговороте жизни и смерти; 6) учение о карме – сумме злых и добрых дел каждого человека; карма определяет форму очередного перерождения.