2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
Полисемантизм понятий «цивилизация» и «культура» и их взаимосвязь. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии: историографический, культурологический, формационный, цивилизационный. Развитие общества как цивилизационный процесс. Можно выделить три подхода:
Цивилизационно-унитарный подход (от лат. unitas – единство) – цивилизация предстает как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое (например, концепция «осевого времени» К. Ясперса).
Локально-исторический подход – цивилизации представляют как качественно различные уникальные этнические или культурно-исторические общественные образования (например, концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби; концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва).
Цивилизационно-стадиальный подход – цивилизация предстаёт одной из стадий прогрессивного развития человечества как единого целого, связанного прежде всего с развитием науки и техники и совершенствования технологий. Три исторических типа цивилизаций, принятых в рамках данного подхода: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный как периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер). Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития (концепция В.С. Степина).
Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество характеризуется:
ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства;
прямым насилием как опорой власти сословной иерархии;
главенствующей ролью моральных норм в качестве основного регулятора межличностных отношений;
верховенством семьи в социализации человека.
В этом обществе технический прогресс носит эпизодический характер и существенно не влияет на темпы социодинамики.
Система ценностей традиционной цивилизации: замедленные темпы социальных изменений; ориентация на традиции; канонизированный стиль мышления; ограничение свободы и проявлений творческой деятельности человека; традиционный тип рациональности.
Техногенное (промышленное, индустриальное) общество – радикальная экономическая трансформация европейского общества, начавшаяся в XV – XVI веках и промышленная революция XVIII – XIX вв. как ведущие факторы, способствовавшие формированию индустриального типа цивилизации:
ведущая роль промышленного сектора экономики, технологии;
рационально организованная деятельность человека по активному воздействию на природную и социальную реальность;
превращение капитала в рычаг власти;
формирование наций и национальных государств, создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком;
возникновение демократических институтов и превращение права в основной регулятор отношений в обществе;
урбанизация и снижение роли семьи в процессе социализации подрастающих поколений;
научно-технический прогресс (НТП) становится системообразующим фактором развития общества.
Таким образом, основным критерием социально-экономического развития технического общества выступает динамика техники и технологии.
Система ценностей техногенной цивилизации: возрастание темпов социального развития; ориентация на новизну, инновацию, оригинальность; идеал творческой автономной личности, деятельность которой направлена на преобразование мира; возрастание роли науки и техники в развитии общества, формирование научного типа рациональности. Культурная парадигма третьей стадии развития техногенного типа цивилизации «постиндустриальная» (Д. Белл), «третья волна» (О. Тоффлер); информационное (сетевое) общество (М. Кастельс) и др.
Основные признаки постиндустриальной цивилизации согласно Д. Беллу:
доминирующая роль теоретического знания, как источника инноваций и политических решений;
создание экономики услуг (в торговой, транспортной инфраструктуре, образовании и т.д.);
создание новой «интеллектуальной» техники и технологии;
преобладание в социальной структуре технических специалистов и т.д.
Переход от постиндустриальной к информационной глобальной цивилизации как ведущая тенденция в развитии современного мира.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература