6.4. Становление развитой научной теории
Теория – целостная развивающаяся система знания включающая и элементы заблуждения, которая имеет сложную структуру. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:
Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, аксиомы, законы, уравнения и т.п.
Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов.
Логика теорий – формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика – направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.
Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.
Философские установки, ценностные, социокультурные основания.
Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого – необходимый этап создания любой теории. Идеализированный объект выступает не только как теоретическая модель реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Теоретическая модель – это универсальное средство современного научного познания, служащее тому , чтобы воспроизвести и завершить в знаковой форме строение, свойства и поведение реальных объектов. Теоретические модели дают возможность, в наглядной форме воссоздать объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (например, модель атома, модель Вселенной, модель генома человека и пр.) в ситуации, когда нет прямого доступа к реальности. Теоретические модели, будучи конструкциями и идеализациями, являются своеобразной формой репрезентации (представления) объективного мира. Научное сообщество рассматривает моделирование как важный и необходимый инструмент и одновременно как этап исследовательского процесса.
Весьма продуктивная в методологическом отношении концепция становления развитой научной теории разработана В.С. Степиным. В теоретическом знании он выделил два основных компонента: частные теоретические схемы (или модели) и фундаментальную теоретическую схему. Частная теоретическая схема, составленная из определенной совокупности идеализированных объектов, описывает, как правило, достаточно ограниченную область исследуемых явлений. Фундаментальная теоретическая схема (модель) задает концептуальное пространство развитых научных теорий, в которых частные теоретические схемы (или законы) выводятся как следствия из фундаментальных постулатов и принципов. Следует обратить внимание на существенные момент концепции В.С. Степина – проблему взаимосвязи теоретической модели (схемы, по Степину) и научной картины мира. Картина мира позволяет увидеть аналогии между различными научными областями, тем самым оказывает воздействие на процессе выбора абстрактных схем, т.е. тех составляющих, которые станут основой новой теоретической модели. Научная картина мира предлагает ученому как бы подсказку, откуда следует брать материал для теоретической модели и создания специальной картины мира. Для того, чтобы теоретическая модель была принята, она должна иметь «объясняющую силу» и быть изоморфной реальным процессам. Информативность и самодостаточность это важные характеристики истинных теоретических моделей, которые помогают познать существенные закономерности мира.
Объединяющая модель развития научных теорий.
Перейдем к обобщенному взгляду на динамику становления научных теорий. В сложном процессе генезиса и развития научной теории задействованы все формы научного познания (проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа и т.д.). Можно описать их совместное участие в динамике теорий с помощью единой интерпретирующей модели:
НИП – научно исследовательская программа
СКМ – специальная картина мира
Общим стимулирующим условием для теоретического продвижения выступает исходная проблемная ситуация, которая должна быть описана учеными как научная проблема. Она является результирующей состояния как внешних факторов (социо-культурные потребности), так и внутренних (естественные проблемы самой науки). Усилия ученых по решению проблемы связаны с анализом фактов и выдвижением новых гипотез. Существенный прогресс в решении проблемы будет достигнут, когда сформируется комплекс плодотворных идей (теоретическая модель или схема). В сложном процессе анализа и взаимной корректировки общих (картина мира) и специальных (частные схемы) теоретических знаний и эмпирического материала возникает тот или иной теоретический эскиз (теория 1), который можно назвать начальным вариантом развивающейся научной теории. Однако выдвигаемая теория сталкивается с новыми проблемами… в целом весь процесс выглядит как циклическая серия сменяющих друг друга теоретических эскизов в рамках объемлющей их научно-исследовательской программы до тех пор пока в ней сохраняются ее исходные принципы и ведущие идеи.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература