logo
История и философия науки

3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки

XVII век – начало Новой истории, становления современной техногенной цивилизации. Социокультурная характеристика. Формирование экспериментальных наук, интерес к атомистической теории Демокрита. Математика как ключ к пониманию природных явлений. Согласно античному и средневековому мышлению, математика имела дело с нереальными (неподвижными) объектами, а физика – с реальными (подвижными). XVII век объединил количественные методы математики и физики; разработал рациональные методы и опытные методы исследования природы. Сейчас мы имеем науку, которая использует математический язык (формулы, выводы, модели) и количественные понятия (масса, сила, ускорение и т.д.), которые известны по классической механике.

Завершение 1-ой глобальной научной революции и формирование классической науки. Первая научная революция завершилась творчеством Ньютона. Главный труд И. Ньютона: «Математические начала натуральной философии» - «Библия новой науки» (Дж. Бернал). Формулировка понятий и законов классической механики; математическая формулировка закона всемирного тяготения, теоретическое обоснование законов Кеплера (создание небесной механики). Создание дифференциального и интегрального исчисления как адекватного языка математического описания физической реальности. Субстанциональная концепция абсолютного пространства и времени. Принцип дальнодействия. Содержание научного метода Ньютона (метода принципов):

На основе метода Ньютона был разработан «арсенал»различных методов: наблюдение, эксперимент, дедукция, анализ, математические методы, идеализация и т.д. Ньютон с помощью своего метода решил три кардинальные задачи:

  1. Отделил науку от умозрительной натурфилософии: «физика боится метафизики» - его знаменитый афоризм.

  2. Разработал классическую механику как целостную систему о механическом движении тел.

  3. Завершил построение механической картины мира, которая оказала воздействие на развитие всех других наук на долгое время (до конца XIX в.); сформировал основные идеи понятия и принципы классической науки.