8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
Развитие науки является частью общей динамики современного цивилизационного процесса. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность информационного общества все чаще называют глобализацией. Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу XX столетия.
Большинство исследователей разделяет суждение о многомерности и хронологической длительности процесса глобализации: он только на исходе XX века проявляется наиболее полно и зримо. В качестве важнейших этапов этого процесса обычно выделяют следующие периоды исторического развития европейского сообщества:
Эпоха Возрождения как этап своеобразной протоглобализации, обусловивший становление международного рынка, основ правовых отношений между народами, идей гуманизма;
Рубеж XIX – XX веков, когда капиталистическая система хозяйствования переходит в империалистическую стадию и осуществляется реальная интернационализация капиталов;
Середина XX столетия, когда итоги Второй мировой войны закрепляются в ряде политико-правовых документов и соглашений, обусловивших интеграцию усилий различных стран и регионов мира в политической, экономической и социокультурной сферах (создание ООН и МВФ в 1944 г., принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и др.);
Последняя треть XX века знаменует собой эпоху подленной глобализации мирового развития, для которой характерны:
процессы транснационализации экономики;
создание глобальных финансовых и торговых систем и корпораций;
интенсивное развитие информационных и коммуникативных технологий;
тотальной массовизации и унификации культуры;
образование различных союзов и международных объединений.
Важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:
информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных коммуникационных систем;
интернационализация капитала и конкурентная борьба на мировых рынках;
дефицит природных ресурсов и обострение экологической ситуации во всем мире;
демографическая проблема и хаотическая урбанизация;
интенсивное развитие высоких технологий, антропологические риски информационной цивилизации.
Исходя из этого, сущность глобализации можно трактовать как процесс формирования мирового рынка капитала, товаров, услуг и рабочей силы, планетарного информационного пространства, единого для большинства стран и регионов мира. Глобализация – это прежде всего процесс формирования кардинально нового информационного общества, базирующегося на интеграции и транснационализации экологической, информационной и социокультурной деятельности различных стран. Транснациональные корпорации, международные профессиональные сообщества, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, начинают играть возрастающую роль в мировой политике, экономике, культуре.
Результаты и последствия глобализационных процессов в современном мире противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов технической цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения. Своеобразной реакцией на неоднозначность социокультурных последствий глобализации стало антиглобалистское движение, которое сформировалось в середине девяностых годов двадцатого века и стало активо развиваться в США, Германии, Англии, Франции и др. стран. Одна из проблем, которая повсеместно привлекает внимание антиглобалистов, связана с обостряющимися противоречиями в сфере взаимодействия человека и природы, с необходимостью формировать адекватное современности – экологическое сознание на принципах коэволюции. В связи с этим особую актуальность в современной науке и философии приобретает проблема «устойчивого» развития, непосредственно связанная с поиском стратегии дальнейшего развития информационного общества. Следует отметить, что понимание термина «устойчивое развитие» (justainable development) не означает, что общество должно впасть в некий гомеостаз, превратившись в статичную бюрократическую систему традиционалистского типа. Напротив, ожидается, что развитие мировой цивилизации станет более динамичным, интенсивным, поливариантным. Речь идет о некоторых ключевых требованиях:
развитие должно быть сбалансированным, учитывать не только ресурсные параметры, материально-технические, экономические факторы, но и также социально-политические и ценностно-мировоззренческие составляющие социальной динамики;
предполагается не количественный рост материальных, финансовых, демографических и информационных ресурсов, а переход к новому качеству роста. Это означает ориентацию развития на коэволюционный идеал отношений человечества с природным миром Земли и ее космическим окружением (Н. Моисеев);
устойчивое развитие предполагает создание условий для расширения мирового ресурсного потенциала между процветающими Севером и бедным Югом, для преодоления разрывов в уровне дохода между различными слоями населения и повышения качества жизни.
Идея целостного развития, задающая информационному обществу радикально новые приоритеты социодинамики на принципах гармонизации отношений между человеком и природой, а также установления справедливых и равноценных отношений между представителями различных культур, должна быть оценена как одна из фундаментальных ценностей в социокультурном пространстве постсовременности.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература