logo
История и философия науки

8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации

Развитие науки является частью общей динамики современного цивилизационного процесса. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность информационного общества все чаще называют глобализацией. Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу XX столетия.

Большинство исследователей разделяет суждение о многомерности и хронологической длительности процесса глобализации: он только на исходе XX века проявляется наиболее полно и зримо. В качестве важнейших этапов этого процесса обычно выделяют следующие периоды исторического развития европейского сообщества:

  1. Эпоха Возрождения как этап своеобразной протоглобализации, обусловивший становление международного рынка, основ правовых отношений между народами, идей гуманизма;

  2. Рубеж XIX – XX веков, когда капиталистическая система хозяйствования переходит в империалистическую стадию и осуществляется реальная интернационализация капиталов;

  3. Середина XX столетия, когда итоги Второй мировой войны закрепляются в ряде политико-правовых документов и соглашений, обусловивших интеграцию усилий различных стран и регионов мира в политической, экономической и социокультурной сферах (создание ООН и МВФ в 1944 г., принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и др.);

  4. Последняя треть XX века знаменует собой эпоху подленной глобализации мирового развития, для которой характерны:

Важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:

Исходя из этого, сущность глобализации можно трактовать как процесс формирования мирового рынка капитала, товаров, услуг и рабочей силы, планетарного информационного пространства, единого для большинства стран и регионов мира. Глобализация – это прежде всего процесс формирования кардинально нового информационного общества, базирующегося на интеграции и транснационализации экологической, информационной и социокультурной деятельности различных стран. Транснациональные корпорации, международные профессиональные сообщества, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета, начинают играть возрастающую роль в мировой политике, экономике, культуре.

Результаты и последствия глобализационных процессов в современном мире противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов технической цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения. Своеобразной реакцией на неоднозначность социокультурных последствий глобализации стало антиглобалистское движение, которое сформировалось в середине девяностых годов двадцатого века и стало активо развиваться в США, Германии, Англии, Франции и др. стран. Одна из проблем, которая повсеместно привлекает внимание антиглобалистов, связана с обостряющимися противоречиями в сфере взаимодействия человека и природы, с необходимостью формировать адекватное современности – экологическое сознание на принципах коэволюции. В связи с этим особую актуальность в современной науке и философии приобретает проблема «устойчивого» развития, непосредственно связанная с поиском стратегии дальнейшего развития информационного общества. Следует отметить, что понимание термина «устойчивое развитие» (justainable development) не означает, что общество должно впасть в некий гомеостаз, превратившись в статичную бюрократическую систему традиционалистского типа. Напротив, ожидается, что развитие мировой цивилизации станет более динамичным, интенсивным, поливариантным. Речь идет о некоторых ключевых требованиях:

Идея целостного развития, задающая информационному обществу радикально новые приоритеты социодинамики на принципах гармонизации отношений между человеком и природой, а также установления справедливых и равноценных отношений между представителями различных культур, должна быть оценена как одна из фундаментальных ценностей в социокультурном пространстве постсовременности.