4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
Имре Лакатос (1922-1974) – британский философ и историк науки, последователь Поппера. Основные работы: «Доказательства и опровержения»; «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».
1. Утончённый фальсификационизм как новый критерий. Основные пояснения концепции демаркации И. Лакатоса: Сдвиг проблемы научности с оценки отдельной теории на оценку последовательности теорий. Отрицание «решающего контрпримера» или «критического эксперимента». Фальсификация как подкрепленный контрпример (Поппер) не достаточна для элиминации некоторой специальной теории пока нет лучшей теории (Лакатос). Согласно утончённому фальсификационизму, не может быть никакой фальсификации вообще, пока не появится лучшая теория, которая предвосхищает новые факты.
2. Методология научно-исследовательских программ. Лакатос вместо понятия теории вводит в логику научного открытия в качестве основного понятия «последовательность теорий». Эту последовательность, элементы которой связаны непрерывностью, Лакатос назвал научно-исследовательской программой. Например, теория тяготения Ньютона. Научно-исследовательская программа как сложное методологическое образование включает в себя:
Твердое ядро программы, защитный пояс ядра программы, правила негативной эвристики и правила позитивной эвристики.
Твердое ядро программы – совокупность теорий, принимаемых конвенционально и сохраняющихся без изменений в ходе последующего развития и реализации программы.
Защитный пояс – вспомогательные гипотезы, окружающие твердое ядро и испытывающие на себе удары опытных подтверждений. В ходе развития программы защитный пояс изменяется, что обусловливается рядом правил позитивной и негативной эвристики.
Негативная эвристика – включает методологическое решение не допускать опровержения программы и правила, позволяющие это решение реализовать и указывающее, каких путей исследования надо избегать.
Позитивная эвристика – состоит из совокупности правил, указывающих, какие пути исследования надо избирать, т.е. правил, способствующих позитивному развитию программы. Именно позитивная эвристика (не контрпримеры ,а подтверждающие примеры) является движущей силой развития программы.
Развитие науки как конкуренция исследовательских программ. Два типа научно-исследовательских программ: прогрессирующий и регрессирующий.
Модель развития научного знания Лакатоса имеет ряд преимуществ по сравнению с моделью Поппера. Лакатос разделял процедуры опровержения и отбрасывания теорий. Обнаружение эмпирически опровергаемого следствия теорий автоматически не ведет к её отбрасыванию. Развитие теоретического знания детерминируется у него не только опытом, но и принципами, правилами, входящими в ядро и позитивную эвристику программы. В целом концепция И. Лакатоса носила логико-нормативный характер.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература