4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
На третьем этапе развития философии науки был осуществлен переход от анализа основоположений науки к анализу языка науки. Программа анализа языка науки, знаменитый «лингвистический поворот» нашли свое воплощение в деятельности «Веского кружка», основного в 1922 г. в Венском университете М.Шликом. В Венский кружок входили М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, К. Гедель, Ф. Франк и др. Представители этого кружка поставили задачу – реформировать науку и философию. Философско-методологическая концепция Венского кружка получила наименование неопозитивизма или логического позитивизма. Сосредоточив свое внимание на анализе языка науки, логические позитивисты полагали, что применение математической логики позволит решить им проблемы методологии науки.
Истоком этого подхода была работа английского математика, философа Б. Рассела (1879-1970) «Принципы математики», написанная совместно с А. Уайтхедом, в которой в качестве необходимого компонента обоснования математики была выдвинута программа логического анализа языка науки.
Концепция «логического атомизма» Рассела была воспринята его последователями как модель научного знания и тот стандарт, на который должны ориентироваться все науки. Основные положения концепции «логического анализа»:
поскольку логика включена во все научные дисциплины и служит языком строгости и точности, то ядром общей методологии науки должны служить те понятия и принципы, которые были включены в дедуктивную модель науки;
в основе наиболее простой логической системы – логики высказываний, пропозиционального (от лат. proposition – высказывание) исчисления лежат «атомарные» предложения, которым приписывают три основные характеристики:
атомарным (простейшим) предположениям в реальности соответствуют атомарные факты, которые описывают простейшие чувственные впечатления;
каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным;
атомарные предложения независимы одно от другого, т.е. истинность или ложность одного не влияют на истинность или ложность другого;
из атомарных предложений с помощью логических связок (пропозициональных) образуются сложные «молекулярные» предложения, где (конъюнкция – «и», ; дизъюнкция – «или», V; импликация – «если то», →; отрицание – «неверно что» - и т.д.). Так возникает иерархия все более сложных предложений. Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности составляющих его атомарных предложений.
Большой вклад в философскую ориентацию Венского кружка внесло обсуждение «Логико-философского трактата» австрийского логика, математика, философа Людвига Витгенштейна (1889-1951). Основные положения «Логико-философского трактата»:
выделение в научном знании твердой эмпирической основы;
сведение знания к «непосредственно» данному, к «атомарным» фактам, которые повествуют об элементарных событиях мира и выражаются в атомарных предложениях;
идея создания идеального языка науки, содержащего только высказывания о фактах «границы моего языка, обозначают границы моего мира»;
отрицание традиционной философии как «метафизики, всего того, что выходит за пределы чувственного опыта;
философия науки – не теория, а деятельность, которая должна заниматься очищением от бессмысленных предложений с помощью логического анализа языка науки.
Идеи Венгенштейна были подхвачены и переработаны членами Венского кружка, которые выдвинули следующие положения философии науки:
1. Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет жесткую логико-методологическую структуру. С их точки зрения существует единый научный метод, общий для всех наук. Научная деятельность однозначно определена следующей логической структурой: ФАКТЫ→МЕТОД→ТЕОРИЯ. Это означало, что существует нейтральный базис фактов, которые доставляются наблюдением и экспериментами. Благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов. Конечным результатом деятельности является обоснованное теоретическое знание.
2. Все функции науки свели к описанию. Если мир есть комбинация чувственных впечатлений и знание можно отнести к чувственным впечатлениям, то оно сводится только к фиксации этих впечатлений. Объяснение и предсказание как критерии научного знания исчезают. Наука выступает как система протокольных предложений, т.е. истинных утверждений опыта. протокольные предложения: выражают «чистый» чувственный опыт субъекта, абсолютно достоверное, истинное, нейтральное ко всему остальному знание, с них начинается процесс познания. Итак, познание начинается именно с фиксации фактов, что в рамках неопозитивизма означало установление протокола (например, в рамках такого-то времени ввели такое-то количество сыворотки, такое-то количество свинок погибло…, составили протокол).
3. Разграничение эмпирического и теоретического уровня знаний, их противопоставление. Деятельность ученого сводилась в основном к двум процедурам: 1) установлению новых протокольных предложений;, 2) изобретению способов объединения и обобщения этих представлений. Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине – основные понятия, определения и постулаты, ниже – предложения выводимые из аксиом, вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений, обобщением которых она является.
4. Кумулятивистская модель развития науки. Каждое новое установленное протокольное предложение навечно ложится в фундамент науки, занимает свое место в пирамиде знания. Представление о непрерывном прогрессе науки, о постоянном возрастании научного знания.
5. Верифицируемость (от лат. verus – истина, facere – делать) – проверка истинности утверждений опытным путем как критерий, демаркации осмысленности научных предложений. Опираясь на понимание научного знания как описания чувственного данного, неопозитивисты ввели принцип верификации как критерий демаркации (от фр. demareation – установление границы), разграничительная линия между наукой и ненаукой. Критерий верификации гласит: предложение научно только в том случае, если оно верифицировано, т.е. сводимо к протокольным предложениям и его истинность устанавливается наблюдением (т.е. является эмпирически проверяемым). Верифицируемые предложения имеют смысл, не верифицируемые бессмысленны. Философия должна заниматься очищением от бессмысленных предложений с помощью логического анализа языка науки.
Особенности неопозитивистской модели науки: выделение в научном знании твердой эмпирической основы, дихотомия эмпирического и теоретического, отрицательное отношение к метафизике, абсолютизация логических методов анализа и построения научного знания и т.д.
В последующем развитии философии науки происходит поворот к реальной науке и её истории. На формирование концепций науки начинает оказывать влияние история науки, изменяется проблематика философии науки.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература