logo search
Философия-2009-уч

Занятие 3

1. Философия поздней античности и становление христианской традиции.

2. Особенности цивилизации и приоритеты духовной культуры средневекового Запада.

3. Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.

4. Особенности развития философской мысли эпохи Возрождения

Темы рефератов

  1. Арабская средневековая философия

  2. Восточная патристика: представители и основные идеи

  3. Европейская реформация: философские аспекты

  4. Римская цивилизация и идеи раннего христианства

  5. Соотношение веры и разума в философской традиции средних веков

  6. Социально-политическая концепция Н. Макиавелли

  7. Т. Мор и его «Утопия»

  8. Философия Аврелия Августина

  9. Фома Аквинский как христианский философ

Литература

  1. Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

  2. Замалеев, Александр Фазлаевич. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья / А. Ф. Замалеев. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – 270 с. ил.

  3. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

  4. Коплстон, Фредерик. История философии. Средние века: Пер. с англ. /Ф. Коплстон. – М.: Центрполиграф, 2003. – 494 с.

Основные положения темы

  1. Философские школы эллинистическо-римского периода (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм) подготовили почву для прихода христианской культуры. Особое значение для становления христианской традиции имели идеи неоплатонизма. Представителями неоплатонизма были Плотин, Прокл. Неоплатонизм занимался развитием и переработкой философских взглядов Платона в новых исторических условиях становления христианской традиции. Учение Плотина об эманации (постепенном нисхождении высшего бытия до неодухотворенной материи) является онтологической основой философской системы неоплатонизма.

  2. Особенностью цивилизации средневековья были феодальные отношения, натуральное хозяйство, доминирование христианской религии, наличие абсолютных монархий. В духовной культуре средневекового Запада основополагающей была идея монотеистического Бога, а главным текстом – Священное Писание. Важную роль в ней играло искусство толкования, интерпретации Священного Писания, с которым и были связаны возможности философского творчества в рамках христианского канона. Средневековая культура имела символический характер. В ней каждый религиозный образ представал как символ священной и человеческой истории.

  3. Средневековая философия – основывалась на принципах теоцентризма, креационизма, провиденциализма, имела текстологический, сакральный, назидательный характер. В развитии этой философии можно выделить два важнейших этапа: патристику и схоластику.

Патристика – это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. Различают западную и восточную патристику. Наиболее ярким представителем западной патристики являлся Аврелий Августин (354 – 430). Важнейшие темы философии Августина: проблема взаимоотношений Бога и мира, веры и разума, добра и зла, вечности и времени, а также проблемы свободы и воли, смысла истории. Схоластика – это философские учения средневековых теологов, основанные на попытках рационального познания Бога. Важнейшими проблемами схоластической философии являлись проблемы рационального доказательства бытия Бога, а также универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Наиболее ярким представителем средневековой схоластики был Фома Аквинский (1225 – 1274).

  1. Эпоха Возрождения – одна из самых ярких в истории человечества, поскольку именно с этой эпохой связывается появление гуманизма. К важнейшим чертам эпохи Возрождения относятся: рассмотрение человека как высшей ценности, антропоцентризм, пантеизм, индивидуализм, возрождение античной культуры. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Франциск Скорина и многие другие.

Особое место в философии Возрождения занимают проблемы государства (Н. Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла); проблемы новой космологии и натурфилософии (Н. Кузанский, Дж. Бруно).