logo search
Философия-2009-уч

Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1

  1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока

  2. Древнеиндийская философия: основные школы.

  3. Философские учения Древнего Китая.

  4. Место и роль философии Древнего Востока в формировании культуры государственного управления.

Литература

  1. Конфуций. Изречения / Конфуций. – М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 160 с. – (Антология гуманитарных наук).

  2. Степанянц, М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанянц Российская академия наук, Институт философии, Российский центр гуманитарного образования. – Москва: Восточная литература, 1997. – 504 с.

  3. Томпсон, Мел. Восточная философия:  [Пер. с англ.] /  Мел.Томпсон. – М.: Гранд, 2001. – 384 с. – (Грандиозный мир)

  4. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3 ч. / под общ. ред. В. И. Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б. и.], 2008.  Ч. 1. С. 6-92

  5. Чанышев, А. Н.  Философия Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. –  М.: Высшая школа, 1999. – 704 с.

  6. Чуешов В.И. Философия государственного управления в древнем мире: монография. – Минск: изд-во АУ, 2008.

Темы рефератов

  1. Буддизм как философия.

  2. Древневосточная философия: история и современность

  3. Конфуций и конфуцианство.

  4. Общее и особенное в философской мысли Древнего Китая и Древней Индии

  5. Особенности философской традиции Древней Индии

  6. Проблемы государства и государственного управления в философии Древнего Востока

  7. Философия даосизма.

Основные положения темы

1. Термин «философия» как любомудрие, возникший в рамках западноевропейской культуры, имел свои синонимы и использовался в виде понятий «даршана», как обозначение системы взглядов в Индии, или учение в древнем Китае. Вместе с тем, на востоке любовь к мудрости не всегда связывалась с разработкой теоретических мировоззренческих концепций, направленных на поиск истины эмпирическим или рациональным способом, но испытывала на себе существенное влияние со стороны религиозно-мифологического мировоззрения, в рамках которого реализовывалось познание и самопознание человека не только через аскезу, но и ритуальную, а также мистическую практику. В этом отношении на востоке нередко подчеркивалось, что путь к истине всего лишь следствие нравственного совершенствования человека, а не первоначало человеческого бытия. К особенностям философии в культуре древних цивилизаций Востока обычно относят:

В культуре древних цивилизаций Востока философ нередко предстает перед нами в обличье пророка, религиозного деятеля, проповедника, практически действующего политика, а не как кабинетный ученый.

2. В истории философии Древней Индии выделяют два основных периода: ведический и эпический.

Основным источником древнеиндийской философии служит обширный комплекс литературных памятников, объединяемых общим названием Веды (буквально «ведение», «знание»), написанных на древнеиндийском языке санскрите. В Ведах и Упанишадах (важнейшем философском тексте Вед) наряду с религиозными идеями содержались и философские представления о единой духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Карме). В зависимости от отношения к священным текстам Вед выделяются ортодоксальные философские школы и неортодоксальные школы философии Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным – чарвака, джайнизм, буддизм, адживика.

3. Среди школ древнего Китая главными были следующие шесть: школа служилых людей (конфуцианцев); школа моистов (последователей Мо-цзы); школа даосистов (последователей Лао-цзы, центральной категорией в которой было «Дао»); школа законников (легистов); школа мин-цзя (номиналистов, или школа имен); школа натурфилософов – иньян-цзы.

Данные философские школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории Китая, но в целом они анализировали одно и то же проблемное поле государственного управления и имели единый категориальный каркас.

4. Особое место среди памятников древнеиндийской культуры и философии, посвященным проблемам философии государственного управления занимал поли­тико-экономический трактат «Артхашастра, или Наука политики» (наука о государствен­ном устройстве). Данное произведение содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древ­него индийского общества. «Артхашастра», согласно индийской традиции, приписывается мудро­му брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяже­нии длительного времени, между первыми веками до н. э. и первыми веками н. э., суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями . По своему содержанию и значению это произведение не только представляет собой философское руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической и военной мысли в Древней Индии; это настоящая энциклопедия жизни той эпохи.