Проблема бытия в истории философии
Бытие – всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Философская теория бытия или онтология - центральный элемент в структуре философского знания. Слово "онтология" происходит от греческих "ontos" - сущее и "logos" - понятие, учение, разум. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории.
Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
-
бытие вещей, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
-
бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
-
бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;
-
бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.
Бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется.
Определяя Бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Истина Бытия открывается человеку непосредственно. Другой философ – Гераклит – предложил грекам иное толкование Бытия. Он заявил, что Бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Греки предпочли парменидовскую трактовку Бытия.
Последователь Парменида Мелис в труде «О природе, или О сущем» отмечал, что Бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы Бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и Бытие не может быть ограниченным.
Значительно расширил понимание Бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей», – противопоставляя его «чувственному бытию». При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.
Фома Аквинский строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей Бытию. С его точки зрения, Бог и только Он один есть Бытие как таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы, – имеет ограниченное, неподлинное бытие. Мера неподлинности определяется степенью причастности к Бытию как таковому.
Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного Бытия. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъектным. Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии – знание и субъект знания. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом. Человек попытался занять место Бога на Земле.
По мнению русских религиозных философов, сознание не есть нечто первичное. Первично Бытие, а укорененность человека в Бытии делает возможным самосознание. Именно бытие в Боге – суть русской религиозности.
Отказавшись от Бога, не надеясь более на разум, человек XX в. остался один на один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)