Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека.
Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда Человечество станет Богочеловечеством.
Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Гегель), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.
К. Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил.
Рассмотренные концепции истории можно изобразить следующим образом.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но не люди. Линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе.
Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс, и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.
Многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.
Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ. Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую, индийскую цивилизации.
Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.
Термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из философии истории. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция, просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность.
В России легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад – Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого, безопасного мира, практичности.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)