Философия древнего Востока.
Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот, кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те, кто вёл неправильный образ жизни, родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.
Древнеиндийская философия
Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени.
Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в «мучительной» связи. Каждый элемент - это единство объективного и субъективного. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.
Древнекитайская философия
Конфуцианство. Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (по-русски - Конфуций). Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать», - поучал Конфуций своих учеников.
Син-дзы - философия, исходит из концепции Ци - первоматерии, которая обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье, богатство и нищета. Главный способ управления страной считается справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.
Даосизм - Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо - Земле, Земля - Человеку. Дэ - неопределенный вторичный принцип, благодаря которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал - патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять.
Моизм - Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать. Основная идея философии - просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в родственникам. Отсутствие всеобщей любви - причина беспорядка. Мо Дзы отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.
Легизм - школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью. Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и наказаний. Источник - развитие земледелия и создания сильной армии. Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-бюрократической системы Китая.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)