Искусство как способ познания.
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения. Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком).
Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
-
Содержание
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)