Мышление и язык.
Язык также древен, как и сознание. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.
Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух процессов: выражения мыслей и их восприятия.
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существующих свойств в отношении вещей. Это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей.
Основные формы мышления:
-
Понятия – это мысль, в которой отражены общие, существующие свойства, связи предметов и явлений;
-
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо; суждение – развернутое понятие;
-
Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение;
-
Гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений;
-
Теория – система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящая факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющая определенный класс явлений и осуществляет научное предвидение.
Тесная связь мышления и языка приводит к тому, что свое наиболее адекватное выражение мысль получает именно в языке. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли.
ЯЗЫК – это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними. Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Исходя из этого, элементы языка – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные: языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка, а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено:
-
Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена.
-
Коммуникация мыслей и результатов мышления.
Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)