Наука и религия. Вера и знание.
Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
Наука - специализированная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование знания.
В истории соотношения науки и религии условно можно выделить 3 этапа: первый этап - приблизительно до середины 19 века, второй - с середины 19 века до середины 20 века, после этого - третий этап.
В середине 19 века появился "научный атеизм", развивший активную атаку против религии. До этого религия находилась как бы до "научно-атеистической" стадии. Атеизм тогда тоже существовал, но он был более или менее локальным явлением. И хотя атеизм постепенно распространялся, но в основном люди были верующими, и религия не считала атеизм своей главной проблемой. Однако, в середине 19 века появился "научный атеизм", который не просто провозглашал "веру в то, что Бога нет", но и то, что он является наукой и опирается на науку, а поскольку наука - двигатель прогресса, то всякий, кто выступает за движение прогресса, должен встать на позиции атеизма. Тем самым атеизм смог очень широко распространиться, массовый переход на сторону атеизма приобрел обвальный характер. Возникла ситуация, в которой религия вынуждена была перейти к обороне. Религия перешла в стадию "анти-атеизма", когда борьба с атеизмом была объявлена чуть ли не главной задачей религии.
На втором этапе наука была в некотором смысле отождествлена с атеизмом, поэтому религия защищалась зачастую одновременно и от атеизма, и от науки.
В середине 20 века произошел кардинальный поворот: научный атеизм умер. Мы переходим в третью стадию, которая является пост-атеистической. В научном мировоззрении произошел поворот, однако, еще не все общественное сознание этот переворот осознало. Поворот этот связан с созданием и научно-философским осмыслением двух самых главных научных концепций начала 20 века: теории относительности и квантовой механики.
На протяжении всех этих периодов в соотношении науки и религии возникают проблемы, на которые до сих пор не найдены решения. Наиболее актуальной из них является проблема о происхождении мира. Наука объясняет происхождение мира по случайности в результате Большого Взрыва из некого бесконечно малого объекта. Религия же отвечает просто - это творение Бога. Сначала он сотворил небо и землю, затем создал мир растений, потом - птицы и животные, и, наконец, был сотворен человек.
Религия дает человеку знание о том, для чего он живет и как он должен жить. Наука не может ответить на эти вопросы - она лишь пытается узнать как устроен материальный мир.
Наука и религия - эти два пути познания реальности - должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.
Дальнейшее развитие соотношения этих двух понятий сводится к тому, что в рамках культуры и цивилизации они постоянно будут продолжать развиваться во взаимодействии, соревнуясь, конфронтируя и конфликтуя друг с другом, но стараясь не уступать друг другу, а отстаивать и сохранять свои позиции.
Знание
В истории философии соперничали два направления, которые с противоположных позиций рассматривали соотношение веры и знания.
Эпистемизм – философское учение о познавательном приоритете рационального знания.
Общая позиция эпистемистов (Аристотель, Гегель): знание – относительно непротиворечивое единство чувства и разума, выраженное в языке, интенционально соотнесенное со своим предметом и обладающее свойствами истинности или ложности (интенциональность – направленность сознания).
(Платон, Лосский): мистическое знание – непосредственное созерцание сущности.
Вера
Предметами веры могут быть либо объекты внешнего чувственного опыта, либо внутреннее умозрительное бытие.
Различают веру духовную и плотскую.
-
Духовная вера – влечение человеческого духа к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение разнопорядковых сущностей.
-
Плотская вера – способность ума без достаточного основания (без всеобщего доказательства) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)