Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
Рационализм ‒ обозначение философских течений, которые, признают разум основой познания и поведения людей.
Поскольку интеллектуальный критерий истины принимается многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии. Кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, когда разумность считается единственным существенным критерием.
Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении.
Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII ‒ XVIII вв. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка ‒ бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности.
Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Ренэ Декарт и Бенедикт Спиноза.
Ренэ Декарт (1596–1650). Декарт — поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.
Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.
Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.
Декарт предложил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое; явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.
В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим. Это дедуктивный метод, он требует: ясности и непротиворечивости операции самого мышления; расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части; изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.
Исходное стремление Декарта – создать новую науку, т.е. состоящую из утверждений, имеющих всеобщий и необходимый характер.
Декарт видит первую определенность философии в том, что «во всем дóлжно сомневаться». Сомневаться нужно, чтобы преодолеть сомнения. Мы не можем сомневаться в одном – в том, что мы сомневаемся. Сомневаться - Это значит мыслить. Мы не можем, следовательно, сомневаться в том, что мы мыслим. Я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, я существую. По латыни: Cogito ergo sum. Чем больше я сомневаюсь, тем больше я утверждаюсь в существовании меня мыслящего.
Декарт признает два типа реальности, или две субстанции – вещи мыслящие (духи, души) и вещи протяженные. Они принципиально отличны друг от друга. Их субстанциальность означает их взаимную независимость, несводимость друг к другу. Мысль не нуждается для своего существования в телах, а протяженные тела ‒ в мысли. Декарт ‒ дуалист, т.е. тот, кто признает наличие в мире двух начал. Однако существование и той, и другой субстанции обусловлено Богом. Подлинной субстанцией в философии Декарта является Творец мира.
Человек – уникальное существо. В нем сочетаются обе субстанции. Он и тело, и дух.
Бенедикт Спиноза (1632–1677). Противопоставил дуализму Декарта принцип монизма.
Монизм Спинозы носил пантеистический характер: Бог отождествлялся у него с природой. Спиноза был последователем Декарта и исходил из математической строгости в применении разума.
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде — «Этике». Гегель характеризует философию Спинозы как «объективизацию философии Декарта в форме абсолютной истины». На формирование философских воззрений Спинозы, естественно, имели влияние и другие представители тогдашней новой философии. Во многом он испытал влияние Т. Гоббса, равно можно проследить — в частности, в связи с его пантеизмом — влияние идей Дж. Бруно.
Рассуждения, содержащиеся в «Этике», разделены на пять основных частей 1. О Боге. 2. О природе и происхождении мысли. 3. О происхождении и аффекте. 4. О человеческой несвободе, или о силе аффектов. 5. О силе разума, или о человеческой свободе.
Одна из главных задач, вставших перед Спинозой, – заменить декартовский дуализм монизмом.
Монизм ‒ учение, исходящее из единства мира, обусловленным единым и единственным началом.
Согласно Спинозе, нет двух субстанций. Мышление и протяжение в его системе оказываются двумя атрибутами единой субстанции, которую голландский философ называет Богом, или природой.
Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Субстанция, по Спинозе, есть причина самой себя.
Субстанция – то, что в своем существовании не нуждается ни в каком другом бытии, ничем извне не определяется.
Человеку известны только два из множества атрибутов субстанции –мышление и протяжение. Непосредственно человеку дана не сама субстанция, но модусы ее атрибутов, т.е. конечные проявления, модификации бесконечных атрибутов субстанции. Это тела (модусы протяжения) и идеи (модусы мышления).
Цель главной книги Спинозы «Этики» – описание пути к человеческому счастью, к блаженству. На этом пути человек обязательно сталкивается с аффектами, которые он должен преодолеть, Избавиться от аффектов, можно посредством познания Бога. Подлинное счастье состоит в познании Бога, субстанции и через это ‒ всего остального мира. По существу, Спиноза не устраняет страсти вообще, но заменяет одни страсти другими, более возвышенными. Самая же возвышенная из них – интеллектуальная любовь к Богу. Любя Бога как самого себя, становишься на место Бога, любящего самого Себя. Признание способности Бога любить Себя показывает, что Он у Спинозы не такой уж и автомат.
Рационализм Платона имеет характер диалектического и антиномического рационализма.
Рационализм Аристотеля может быть классифицирован как рационалистический идеализм, т.к. понятие у него не копия идеи, а творческое действие ума. Именно, невозможность даже для сверхгениального Платона дать убедительное для здравого смысла объяснение по вопросу об оригиналах понятий, заставила Аристотеля фактически отвергнуть учение Платона и прийти к заключению, что идеи находятся в вещах, а извлекаемое понятие не копия, а продукт умственного творчества.
В философии Гегеля рационализм объединяется с диалектикой, которая выступает как всеобщая логика самопознания разума, или абсолютной идеи, как логика универсального мирового процесса и в то же время как фундаментальная теория познания. Отождествление мышления и действительности придало гегелевскому рационализму характер умозрительной натурфилософии, которая своим стилем и методологической направленностью контрастировала с господствующим стилем науки, хотя диалектические идеи в 19 в. заметно перекликались с методологической рефлексией над крупными научными результатами в биологии, физике, химии, космологии (что было отмечено К.Марксом и Ф.Энгельсом). В гегелевской философии классическая парадигма рационализма получила свое наиболее последовательное выражение, по сути исчерпав свои возможности. Дальнейшее развитие рационализма было связано с попытками разрешения внутренних противоречий этой парадигмы, а также реакцией на критику в ее адрес со стороны тех мыслителей, которые считали претензии разума на господство во всех сферах действительности, на роль универсального основания человеческой деятельности и исторического процесса безосновательными.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)