Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
Средневековая философия была тесно сопряжена с теологией. Однако философия, в отличие от религии, исходила из сомнения в истинности догматов. От разума ожидалась победа над этими сомнениями.
Средневековую философию условно можно разделить на периоды:
1) апологетика; 2) патристика; 3) схоластика.
Апологеты – защитники христианства ‒ доказывали, что языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели, а эллинская философия погрязла в противоречиях.
Тертуллиан (155/165 – после 220). Вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Именно простая, необразованная душа – христианка. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами души простого человека. Подлинной наставницей человека является не философия и культура, а природа. От культуры следует освобождаться, как от тяжелой болезни. Вера – антипод разума. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно»
Патристика
Учения Отцов церкви называют патристикой. Климент (ок. 150 – 216). Иудейская и эллинская философия вели человечество к христианству. Философия должна быть служанкой богословия. Это положение станет впоследствии основой средневековой философии. Вера не только не страдает от логических доказательств, а, наоборот, углубляется благодаря философским обоснованиям. Таким образом, Климент первым в истории христианства сформулировал принцип гармонии веры и разума. В положительном Богопознании ‒ в катафатической теологии ‒ Бог постигается по Его земным творениям, а также путем истолкования образов Священного Писания. Но возможности положительного Богопознания ограниченны. В отрицательном Богопознании ‒ в апофатической теологии ‒ о Боге говорится посредством отрицательных характеристик: Бог не имеет физических измерений, находится вне пространства и времени, вне телесных форм и словесных выражений.
Аврелий Августин (354 – 430). Всякое учение касается либо вещей, либо знаков. Есть вещи, которые одновременно могут быть знаками. Но в пределе есть «некая высшая вещь», которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта уникальная вещь может быть названа только «Богом». Бог есть Благо, Он – Творец всего благого. Он абсолютно свободен, творит существа только со свободной волей, не являясь при этом ответственным за злые воли. Идея предопределения у Августина близка к идее предзнания. Предзнание предполагает все возможные случаи, а предопределение – только тот, который будет обязательно осуществлен человеком. Наличие свободной человеческой воли не противоречит предопределению.
Схоластика. Проблема универсалий. Термин «универсалия» был введен для обозначения общих имен. Суть проблемы: существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия или имена.
Решение проблемы универсалий предлагали три философских течения:
-
Реализм: универсалии существуют объективно и до отдельных вещей, будучи их идеальными началами в уме Бога (Ансельм Кентерберийский).
-
Номинализм: реально существуют только отдельные тела и вещи, а универсалии – это только имена, которые существуют после вещей (Иоанн Росцеллин).
-
Концептуализм: универсалии существуют в вещах, выражают общее в вещах, общее существует как значение слова (Пьер Абеляр).
Официальная католическая церковь осуждала номинализм и склонялась к реализму.
Фома Аквинский (1225/6 – 1274). Фома переосмыслил христианскую философию на почве учения Аристотеля. Он пытался найти общие основания веры и разума. Фома отвергает и мнение, согласно которому существование Бога определяется только верой. Фома предлагает доказательства, исходя не из представления о Божественной сущности, относительно которой человеческому разуму ничего не известно, а из идеи Божественных действий. Эти действия можно воспринимать чувствами, и они дают основания для доказательства существования Бога.
- Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.
- Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека
- Функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия и наука. Философия как методология научного познания.
- Структура мировоззрения и его типы
- Особенности донаучного мировоззрения. Миф и религия
- Философия как наука. Специфика философского знания.
- Философия и образование
- Исторические типы философствования. Философская картина мира
- Проблема бытия в истории философии
- Этапы становления материализма и его виды.
- Этапы становления идеализма и его виды.
- Антропосоциогенез
- Мышление и язык.
- Познание как предмет философского анализа. Уровни и формы познания
- Специфика социогуманитарного познания
- Научное знание, его специфика и строение. Научная картина мира
- Истина как цель и результат познания
- Логическая концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- Проблема человека в истории философии
- Культура как предмет философского анализа.
- Человек в мире культуры.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Проблема направленности исторического процесса. Основные модели исторического развития.
- Философия древнего Востока.
- Философия античности: досократические школы и основные идеи.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм: истоки формирования европейской духовности.
- Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков
- Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
- Эмпиризм Нового Времени. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.
- Рационалистическая традиция в истории философии. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель.
- Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, энциклопедисты.
- Проблема тождества бытия и мышления в классической немецкой философии. Гегель, Фейербах
- Разум и нравственность в философии Канта( критики см.В тетради стр.19)
- Марксизм как философское учение и социальная концепция
- Становление русской философии до XIX века.(см.Тетрадь стр.30)
- Русская философия: основные идеи и течения
- Специфика русской религиозной философии конца 19-начала 20вв.(см. Тетрадь стр.31)
- Неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм в философии хх в.(стр34)
- Иррациональная философия. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд.(стр25)
- Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.(стр35) Хайдеггер ( «Бытие и время» о том что пережито)
- Сартр («Бытие и ничто»)
- Постмодернизм: основные проблемы.
- Философия и наука.
- Наука и религия. Вера и знание.
- Искусство как способ познания.
- Общество как социально-культурная система.
- Материя как философская категория. Атрибуты материи(стр37)
- Проблема сознания в философии(стр38)