logo search
ShPORY_PO_FILOSOFII_2 (1)

2.Исторические типы мировоззрения

Существуют различные классификации типов мировоззрения:

1)Построена в зависимости от субъекта или носителя. Мировоззрение отдельного человека, мировоззрение соц. группы, мировоззрение отдельного общества, мировоззрение конкретной исторической эпохи.

2)По системности и обоснованности представления о мире.

- Нетеоретические формы (обыденное или повседневное мировоззрение, оно складывается в ходе обычной жизни, формируется стихийно, носит несистемный характер и некритично).Относится мифолог-е и религиозное.

- Теоретическое: философ-е и научное.(обоснованые, способны к анализу)

3)Образованное с точки зрения генезиса фил: мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.

Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение возникло на ранних этапах развития общества и культуры. В переводе с греческого миф означает предание.

Миф – это первая попытка в истории человека объяснить различные явления природы и общества.

Миф формирует эмоциональную и образную картину мира. Представляет собой набор образов, соединенных по аналогии.

Для мифа характерно представление о единстве человека и всех явлениях природы, слияние чувствительного и рационального представления реальности. Миф сенкритичен, т.е. в нем в зарожд форме присутствует искусство, мораль, религия, право, наука, философия.

Миф не критичен, выступает как форма коллективной памяти (в нем фиксируется память всего чел-ва). Миф всегда возникает как противоречие между знаниями и потребностями.

Религия (лат- набожность, святыня) – это форма общественного сознания, совокупность представлений основанных на вере в сверхъестественное. (но форме- теорет; по составу- нетеорет)

Религиозная вера основывается на системе не доказанных догм, в которые следует просто верить.

В религии в отличие от мифа присутствует разделение на мир естественный и сверхъестественный (чем не можем управлять, не можем представить).

Философия- теоретическая форма мировоззрен., это система наиболее общих, рац-обоснованных представлений о мире и человеке