8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
Античная фил возникла на рубеже 7-6 вв до н.э. Греческие города-гос-ва (Полис) занимали выгодное географическое положение на пересечении торговых путей. Высокий динамизм общ жизни и демократич форма государственного управления обусловили специфику греч фил.
Фил-я Греции развивалась как оппозиция по отношению к религиозно-мифологической картине мира. Она никогда не существовала в отрыве от практического опыта.
Черты Греч фил: онтологизм (учение о сущности и устройстве мира), космологизм (создание модели мира как упорядоченного целого).
В Греческой фил-ии выделяется два периода : Доклассический и Классический.
Доклассическая философия ставила вопросы о происхождении мира, его первооснове и о причинах развития. Философская школа находилась в городе Милей (совр. Турция). Она функционировала в конце 7, начале 6 века до н.э. Эта школа стремилась материалистически объяснить мир и обнаружить первооснову бытия. Фалис (625-547)- основой всего существующего брал воду. Другой представитель Анаксимен считал, что все произошло из воздуха.
Миленцы считали, что происхождение всех вещей и явлений связано с модификациями первовещества. Гл заслуга- Впервые создали немифологичную модель мира.
Гераклит из Эфеса считал, что огонь первооснова всего существующего, мир един и не создан никем из богов. Он всегда будет живым огнем, который закономерно воспламеняется и угасает. Все сущ-щее переходит из одного состояния в другое. Причину изменчивости мира философ усматривал в борьбе противоположностей.
Элейская школа(6-5 в. до н.э.). Парменид(6-5 в до н.э.) считал что мир нельзя познать с помощью органов чувств. Чувства обманывают, так как им доступно только все временное и изменчивое, вечное и неизменное же открыто мышлению.У Элеатов бытие и мышление едины. Бытие имеет форму шара и является познаваемым, а движения и множественности не сущ-ет.Атомизм(6- нач.5 в.до н.э.)Теоретики атомизма, как и Элеаты считали, что мир можно постичь рац-но, но чувственный опыт дополняет познание.У Демокрита бытие распадается на мн-во атомов. Атом-наименьшая частица бытия, он вечен и неделим. Различные комбинации атомов порождают вещи.С т.зр-я Демокрита мир бесконечен в многообразии.
- 1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
- 7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
- 10.Особенности философии средневековья
- 4.Структура и основные функции философии
- 5.Специфика фил мышления (рефлекс-ть, критич-ть, обобщ-й, творч-й хар-р)
- 23 Диалектика как фил-ая теор. Развития, ее принципы, законы и категории
- 2.Исторические типы мировоззрения
- 8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
- 9. Основные идеи и учения античной философии классического периода
- 3. Происхождение философии и ее предмет
- 11 Основные идеи фил. Возрождения
- 12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
- 13 Осн достижения нем классической фил (и. Карнт, г. Гегель, л. Фейербах)
- 14 Рациональные идеи и историческое значение фил марксизма
- 15 Иррационалистическая фил 20 в (а.Шопенгауэр, с.Къеркегор, ф.Ницше)
- 16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м
- 21 Понятие материи. Соврем. Наука и фил. О строении и св-ах материи
- 52.Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы её реализации в современном обществе
- 20 Понятие бытия. Формы, виды и уровни бытия
- 22 Атрибутивн. Св-ва материи: пространство и время, движение и развитие
- 6. Основные школы и напр-ия древнеиндийской фил-ии(Джайнизм, буддизм)
- 24 Основные идеи и принципы синергетики
- 25 Принципы глобального эволюционизма в соврем. Науке и фил
- 26 Понятие природы. Ествест. И искусств. Природа. Идеи коэволюции общества и природы
- 27 Осн концепции объяснения происхождения и исследования природы чел
- 28 Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социолизация, образ-е, коммуникация)
- 29 Формир-е ценностных ориентаций чел и проблема безопасного будущего в условиях глобализации
- 30. Понятие сознания, его структура и функции
- 31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание
- 32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования
- 33.Особенности формирования сознания человека в современном информационно-коммуникационном обществе
- 34. Проблема познаваемости мира в философии и науке
- 37.Наука как деят-ть, соц-й институт и система знаний. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
- 36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины
- 35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.
- 38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы
- 39.Формы научного знания(проблема, гипотеза, теория)
- 40. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов
- 41.Понятие социальной реальности и общества
- 42.Особенности соц-го познания и страт-и исследования общ-ва в соврем-й фил
- 43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
- 44. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство
- 45. Социальная и духовная сферы жизни общества
- 46. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
- 47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества
- 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса
- 49. Понятия и роль техники и технологии в жизни общества
- 50. Понятие культуры и её роль в жизни общества. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
- 51.Глобализация. Глобальные проблемы современности и перспективы чел-ва
- 19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
- 17 Философия экзистенциализма