logo
ShPORY_PO_FILOSOFII_2 (1)

19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси

Формир-е 1х философских и социально- политических учений Беларуси следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси (Полоцк – 992 г.).

Как особая форма общественного сознания фил в Б изначально разв-сь по направ-м:

1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме;

2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия;

3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

В истории белорусской философской мысли можно выделить 5 периодов:

1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;

2) фил мысль Беларуси периода ВКЛ; 3) фил мысль периода Речи Посполитой;

4) фил мысль Б-си периода Российской империи; 5) фил мысль Б-си XX в.

Тематически становление бел-кой фил-фии можно поделить на 6 этапов:

1) зарождение фил-кой мысли Беларуси;

2) фил-я и общественно-политическая мысль бел-го Возрождения и Реформации;

3) фил-фия и общественно-политическая мысль бел-го Просвещения;

4) фил-фия и общественно- полит мысль бел-го нац-го возрождения 19 – нач 20вв;

5) диалектико-материалистическая фил-я в период существования БССР;

6) современная философия Беларуси.

Развитие бел-кой фил осущ-лось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому бел-я фил-кая мысль воплощала в себе осн черты европ-кой фил.

Первый этап развития философии Беларуси связан с именами:

Ефросинья Полоцкая (1110–1173 гг.) – равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие.

К. Туровский (1130–1182 гг.) – старобелорусск писатель, проповедник, церковный деятель, 1169 г. епископ в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический хар-р, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание худож сравнение идейпосредств конкрет худож образа или диалог). Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, кот должна направлять человека в поисках истины. В учении о чел мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. К. Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.Митрополит Климент Смолятич (год рождения неизвестен – умер после 1164 г.) – Митрополит Киевский и всея Руси (1147–1155 гг), церковный писатель, первый русский богослов, высокообразованный человек своего времени. В летописи он упоминается как «книжник и философ, каких в Русской земле еще не бывало». Второй митрополит русского происхождения. Учение Климента Смолятича о бытии основывается на христианском креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенным мир, утвер-т автор, но и упр-т им. В познании мыслитель выделяет ур-и, высший из кот – разум – позволяет душе обрести свое земное бытие и устремится к познанию мудрости Бога. Мировоззрение Климента Смолятича носит религиозно- этический характер. Он утверждает, что чел может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям христ-ва.