19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
Формир-е 1х философских и социально- политических учений Беларуси следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси (Полоцк – 992 г.).
Как особая форма общественного сознания фил в Б изначально разв-сь по направ-м:
1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме;
2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия;
3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.
В истории белорусской философской мысли можно выделить 5 периодов:
1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;
2) фил мысль Беларуси периода ВКЛ; 3) фил мысль периода Речи Посполитой;
4) фил мысль Б-си периода Российской империи; 5) фил мысль Б-си XX в.
Тематически становление бел-кой фил-фии можно поделить на 6 этапов:
1) зарождение фил-кой мысли Беларуси;
2) фил-я и общественно-политическая мысль бел-го Возрождения и Реформации;
3) фил-фия и общественно-политическая мысль бел-го Просвещения;
4) фил-фия и общественно- полит мысль бел-го нац-го возрождения 19 – нач 20вв;
5) диалектико-материалистическая фил-я в период существования БССР;
6) современная философия Беларуси.
Развитие бел-кой фил осущ-лось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому бел-я фил-кая мысль воплощала в себе осн черты европ-кой фил.
Первый этап развития философии Беларуси связан с именами:
Ефросинья Полоцкая (1110–1173 гг.) – равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие.
К. Туровский (1130–1182 гг.) – старобелорусск писатель, проповедник, церковный деятель, 1169 г. епископ в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический хар-р, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание худож сравнение идейпосредств конкрет худож образа или диалог). Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, кот должна направлять человека в поисках истины. В учении о чел мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. К. Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.Митрополит Климент Смолятич (год рождения неизвестен – умер после 1164 г.) – Митрополит Киевский и всея Руси (1147–1155 гг), церковный писатель, первый русский богослов, высокообразованный человек своего времени. В летописи он упоминается как «книжник и философ, каких в Русской земле еще не бывало». Второй митрополит русского происхождения. Учение Климента Смолятича о бытии основывается на христианском креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенным мир, утвер-т автор, но и упр-т им. В познании мыслитель выделяет ур-и, высший из кот – разум – позволяет душе обрести свое земное бытие и устремится к познанию мудрости Бога. Мировоззрение Климента Смолятича носит религиозно- этический характер. Он утверждает, что чел может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям христ-ва.
- 1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
- 7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
- 10.Особенности философии средневековья
- 4.Структура и основные функции философии
- 5.Специфика фил мышления (рефлекс-ть, критич-ть, обобщ-й, творч-й хар-р)
- 23 Диалектика как фил-ая теор. Развития, ее принципы, законы и категории
- 2.Исторические типы мировоззрения
- 8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
- 9. Основные идеи и учения античной философии классического периода
- 3. Происхождение философии и ее предмет
- 11 Основные идеи фил. Возрождения
- 12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
- 13 Осн достижения нем классической фил (и. Карнт, г. Гегель, л. Фейербах)
- 14 Рациональные идеи и историческое значение фил марксизма
- 15 Иррационалистическая фил 20 в (а.Шопенгауэр, с.Къеркегор, ф.Ницше)
- 16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м
- 21 Понятие материи. Соврем. Наука и фил. О строении и св-ах материи
- 52.Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы её реализации в современном обществе
- 20 Понятие бытия. Формы, виды и уровни бытия
- 22 Атрибутивн. Св-ва материи: пространство и время, движение и развитие
- 6. Основные школы и напр-ия древнеиндийской фил-ии(Джайнизм, буддизм)
- 24 Основные идеи и принципы синергетики
- 25 Принципы глобального эволюционизма в соврем. Науке и фил
- 26 Понятие природы. Ествест. И искусств. Природа. Идеи коэволюции общества и природы
- 27 Осн концепции объяснения происхождения и исследования природы чел
- 28 Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социолизация, образ-е, коммуникация)
- 29 Формир-е ценностных ориентаций чел и проблема безопасного будущего в условиях глобализации
- 30. Понятие сознания, его структура и функции
- 31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание
- 32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования
- 33.Особенности формирования сознания человека в современном информационно-коммуникационном обществе
- 34. Проблема познаваемости мира в философии и науке
- 37.Наука как деят-ть, соц-й институт и система знаний. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
- 36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины
- 35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.
- 38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы
- 39.Формы научного знания(проблема, гипотеза, теория)
- 40. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов
- 41.Понятие социальной реальности и общества
- 42.Особенности соц-го познания и страт-и исследования общ-ва в соврем-й фил
- 43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
- 44. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство
- 45. Социальная и духовная сферы жизни общества
- 46. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
- 47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества
- 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса
- 49. Понятия и роль техники и технологии в жизни общества
- 50. Понятие культуры и её роль в жизни общества. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
- 51.Глобализация. Глобальные проблемы современности и перспективы чел-ва
- 19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
- 17 Философия экзистенциализма