17 Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (фил направление XX в) получил распространение не только в кач-ве теоретического учения, но и в литературно-художественной форме, что сделало некоторых философов-экзистенциалистов также знаменитыми писателями. Сама экзистенциальная фил-я основывается на идеях датского мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, кот полагал, что чел-кое сущ-ние (экзистенция) явл важнейшей фил проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связи центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности.
Исходя из характера принимаемых оснований экзистенциальную философию принято разделять на религиозную, представленную такими мыслителями как К. Ясперс (1883–1969 гг.), Г.Марсель (1889–1973 гг.), полагавшими, что смысл человеческой жизни постигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, и атеистическую, связанную с именами М. Хайдеггера (1889–1976 гг.), Ж.-П. Сартра (1905–1980 гг.), А. Камю (1913–196 гг.), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы.
Одним из главных тезисов экзистенциализма можно считать высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у кот «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти.
Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место.
Здесь перед человеком открываются две принципиальные возможности:
1) жить, «как все», не задумываясь над смыслом собственных действий, существуя как бы по инерции, автоматически, не выбирая и не решая своей судьбы – это способ неподлинного существования, по большому счету недостойный человека;
2) жить в постоянном риске осуществления выбора и принятия решений с несением полной ответственности за смысл своих действий – как способ существования подлинного.
Также близким по духу с экзистенциализмом является персонализм, наиболее известными представителями которого являются Э. Мунье (1905–1950 гг.), Н. Бердяев (1874–1948 гг.), М. Бубер (1878–1965 гг.). В рамках этого направления утверждается, что понятие личности, рассмотрение ее свойств, творческих проявлений имеет фундаментальное значение для прояснения вопроса о смысле чел-го бытия. Персонализм трактует личность как макс-ю возможность чел-го самовыражения в форме изначальной свободы, настроенности на диалог с Богом и другими людьми, а также в перспективе ее самореализации в творчестве.
- 1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
- 7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
- 10.Особенности философии средневековья
- 4.Структура и основные функции философии
- 5.Специфика фил мышления (рефлекс-ть, критич-ть, обобщ-й, творч-й хар-р)
- 23 Диалектика как фил-ая теор. Развития, ее принципы, законы и категории
- 2.Исторические типы мировоззрения
- 8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
- 9. Основные идеи и учения античной философии классического периода
- 3. Происхождение философии и ее предмет
- 11 Основные идеи фил. Возрождения
- 12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
- 13 Осн достижения нем классической фил (и. Карнт, г. Гегель, л. Фейербах)
- 14 Рациональные идеи и историческое значение фил марксизма
- 15 Иррационалистическая фил 20 в (а.Шопенгауэр, с.Къеркегор, ф.Ницше)
- 16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м
- 21 Понятие материи. Соврем. Наука и фил. О строении и св-ах материи
- 52.Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы её реализации в современном обществе
- 20 Понятие бытия. Формы, виды и уровни бытия
- 22 Атрибутивн. Св-ва материи: пространство и время, движение и развитие
- 6. Основные школы и напр-ия древнеиндийской фил-ии(Джайнизм, буддизм)
- 24 Основные идеи и принципы синергетики
- 25 Принципы глобального эволюционизма в соврем. Науке и фил
- 26 Понятие природы. Ествест. И искусств. Природа. Идеи коэволюции общества и природы
- 27 Осн концепции объяснения происхождения и исследования природы чел
- 28 Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социолизация, образ-е, коммуникация)
- 29 Формир-е ценностных ориентаций чел и проблема безопасного будущего в условиях глобализации
- 30. Понятие сознания, его структура и функции
- 31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание
- 32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования
- 33.Особенности формирования сознания человека в современном информационно-коммуникационном обществе
- 34. Проблема познаваемости мира в философии и науке
- 37.Наука как деят-ть, соц-й институт и система знаний. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
- 36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины
- 35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.
- 38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы
- 39.Формы научного знания(проблема, гипотеза, теория)
- 40. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов
- 41.Понятие социальной реальности и общества
- 42.Особенности соц-го познания и страт-и исследования общ-ва в соврем-й фил
- 43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
- 44. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство
- 45. Социальная и духовная сферы жизни общества
- 46. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
- 47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества
- 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса
- 49. Понятия и роль техники и технологии в жизни общества
- 50. Понятие культуры и её роль в жизни общества. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
- 51.Глобализация. Глобальные проблемы современности и перспективы чел-ва
- 19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
- 17 Философия экзистенциализма