12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
Фил Нового времени (17-сер19) это историч.тип фил складывающийся в процессе разложения феодализма. Развитие буржуазных отнош-й обусловило необходимость в знаниях о природе основанных на наблюдении и эксперименте. В фил дом-вал механицизм сведения сложного к простому и стремление объяснить движение и взаимод объектов исходя из законов классической механики. Мир стал рассм-ся как механизм или машина. В нов время именно наука становится ведущим мировоззрением эпохи. Цель научного познания заключ в увел власти человека над природой. Преобладала гносеологическая проблематика(форма познания-научное познание). Осн проблемой стал поиск методов научного познания. Выделялось 2 подхода в решении: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм-учение в теории познания, кот считает чувственный опыт единственным источником знаний. Родонач-к – англ фил Фрэнсис Бэком- считал, что фил должна носить практический, а не умозрительный хар-р. Он разрабатывал индуктивный метод, кот предполагает использ наблюдения, анализа, сравнение, и эксперемента(индукция-движ мысли от частного к общему). Родоначальником рационализма был фр Реми Декарт. Рационализм – учение в теории познания, кот признает разум в качестве единственного источника истинного знания. Он абсолютизировал значение рацион-го начала и дедуктивного методов познания. Дедукция-движ мысли от общего к частному. Декарт стремился все существующее подвергнуть радикальному сомнению, поскольку данные ощущения и рез-ты мышления не дают достоверного знания. Достоверным остается только то что сомнения существует. Рассм-л опыт как практическую проверку данных интеллекта. Считал теорит-е идеи врождёнными, кот нельзя обнаружить в опыте. 18в -век просвещения. Эпоха получила такое назв благодаря убеждению в том, что наука и разум способны организовать общественную жизнь на начало справедливости, любви, добра. Поэтому в фил подчеркивался приоритет разума в решении всех проблем, при этом религия жестоко критиковалась. В это время была составлена франц энциклопедия, кот была ориентирована на широкое распространение естественных научных знаний. Авторы: Дидро, Руссо, Вольтер, Монтесьё и др. сыграли большую роль в идеологической подготовке фр революции. Лозунг революции: «Свобода, равенство и братство». Осн соц-но–фил концепции были: 1-теория естественного права (означает что все люди от природы имеют равные права на жизнь, свободу, счастье и собственность).2 – теория общественного договора (рассм гос как рез-т добровольного объединения люд, кот закл для защиты их естеств прав. все люди должны подчинятся одним и тем же законам, для мирного сосущ-ния)
- 1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
- 7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
- 10.Особенности философии средневековья
- 4.Структура и основные функции философии
- 5.Специфика фил мышления (рефлекс-ть, критич-ть, обобщ-й, творч-й хар-р)
- 23 Диалектика как фил-ая теор. Развития, ее принципы, законы и категории
- 2.Исторические типы мировоззрения
- 8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
- 9. Основные идеи и учения античной философии классического периода
- 3. Происхождение философии и ее предмет
- 11 Основные идеи фил. Возрождения
- 12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
- 13 Осн достижения нем классической фил (и. Карнт, г. Гегель, л. Фейербах)
- 14 Рациональные идеи и историческое значение фил марксизма
- 15 Иррационалистическая фил 20 в (а.Шопенгауэр, с.Къеркегор, ф.Ницше)
- 16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м
- 21 Понятие материи. Соврем. Наука и фил. О строении и св-ах материи
- 52.Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы её реализации в современном обществе
- 20 Понятие бытия. Формы, виды и уровни бытия
- 22 Атрибутивн. Св-ва материи: пространство и время, движение и развитие
- 6. Основные школы и напр-ия древнеиндийской фил-ии(Джайнизм, буддизм)
- 24 Основные идеи и принципы синергетики
- 25 Принципы глобального эволюционизма в соврем. Науке и фил
- 26 Понятие природы. Ествест. И искусств. Природа. Идеи коэволюции общества и природы
- 27 Осн концепции объяснения происхождения и исследования природы чел
- 28 Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социолизация, образ-е, коммуникация)
- 29 Формир-е ценностных ориентаций чел и проблема безопасного будущего в условиях глобализации
- 30. Понятие сознания, его структура и функции
- 31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание
- 32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования
- 33.Особенности формирования сознания человека в современном информационно-коммуникационном обществе
- 34. Проблема познаваемости мира в философии и науке
- 37.Наука как деят-ть, соц-й институт и система знаний. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
- 36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины
- 35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.
- 38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы
- 39.Формы научного знания(проблема, гипотеза, теория)
- 40. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов
- 41.Понятие социальной реальности и общества
- 42.Особенности соц-го познания и страт-и исследования общ-ва в соврем-й фил
- 43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
- 44. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство
- 45. Социальная и духовная сферы жизни общества
- 46. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
- 47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества
- 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса
- 49. Понятия и роль техники и технологии в жизни общества
- 50. Понятие культуры и её роль в жизни общества. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
- 51.Глобализация. Глобальные проблемы современности и перспективы чел-ва
- 19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
- 17 Философия экзистенциализма