logo
ShPORY_PO_FILOSOFII_2 (1)

38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы

В стр-ре научн-го знания выд-ют 2 ур-ня: эмпирические и теоретические. Каждый из них отлич-ся спецификой методов. Метод – совокупность правил, способов познания и преобразования мира.

Эмпирические исслед-я ориентированы на изуч-е явл-й и зависимости между ними. Эмпирические:1)наблюдение – целенапр-е систематическое изуч-е объекта. В этом процессе форм-ся зание о его внешн-х св-х и связях;2)сравнение – установление сходства и разичия между изучаемыми объектами;3)измерение – опред-е численного значения некот величины посредством единицы измерения;4)эксперимент – исслед-е объекта в контролируемых условиях;5)описание – фиксация данных наблюдений и эксперимента с помощью спец. языка.

Теоретическое исслед-е предполагает выделение сущностных связей. Теорет-й уровень отлич-ся более высокой степенью обобщения. Теорет-е методы:1)идеализация – мысленное конструирование абстрактных объектов, не сущ-щих в природе;2)формализация – построение абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем; (формулы, графики)3)аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некот базисных утверждений, кот принимаются без доказательства;4)гипотетико-дедуктивный - метод логического вывода из общей гипотезы более конкр-х следствий, кот затем подвергаются опытной проверке;5)историко-логический – способ изуч-я эволюции объекта;6)восхождение от абстрактного к конкретному – синтез отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта.