43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления. Труд, производство – не только природный процесс, процесс взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы. Общественный характер труда заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда –народа, его сопряжённостью со всеми сторонами жизни. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, но и потому, что в процессе труда они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные другими людьми. Труд всегда осуществляется в рамках определённой формы общества и посредством неё, что получает практическое воплощение в способе производства. Способ производства – понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определённых формах общественных отношений. От способа производства зависит структура каждого исторически определённого общества, процесс его функционирования и развития.
Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путём создания новых видов труда, его специализации и кооперации.
- 1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
- 7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
- 10.Особенности философии средневековья
- 4.Структура и основные функции философии
- 5.Специфика фил мышления (рефлекс-ть, критич-ть, обобщ-й, творч-й хар-р)
- 23 Диалектика как фил-ая теор. Развития, ее принципы, законы и категории
- 2.Исторические типы мировоззрения
- 8. Осн школы, идеи и достижения античной фил доклассического периода
- 9. Основные идеи и учения античной философии классического периода
- 3. Происхождение философии и ее предмет
- 11 Основные идеи фил. Возрождения
- 12 Разработка проблем и методов познания, происх-ние и роль гос в фил н вр
- 13 Осн достижения нем классической фил (и. Карнт, г. Гегель, л. Фейербах)
- 14 Рациональные идеи и историческое значение фил марксизма
- 15 Иррационалистическая фил 20 в (а.Шопенгауэр, с.Къеркегор, ф.Ницше)
- 16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м
- 21 Понятие материи. Соврем. Наука и фил. О строении и св-ах материи
- 52.Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы её реализации в современном обществе
- 20 Понятие бытия. Формы, виды и уровни бытия
- 22 Атрибутивн. Св-ва материи: пространство и время, движение и развитие
- 6. Основные школы и напр-ия древнеиндийской фил-ии(Джайнизм, буддизм)
- 24 Основные идеи и принципы синергетики
- 25 Принципы глобального эволюционизма в соврем. Науке и фил
- 26 Понятие природы. Ествест. И искусств. Природа. Идеи коэволюции общества и природы
- 27 Осн концепции объяснения происхождения и исследования природы чел
- 28 Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социолизация, образ-е, коммуникация)
- 29 Формир-е ценностных ориентаций чел и проблема безопасного будущего в условиях глобализации
- 30. Понятие сознания, его структура и функции
- 31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание
- 32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования
- 33.Особенности формирования сознания человека в современном информационно-коммуникационном обществе
- 34. Проблема познаваемости мира в философии и науке
- 37.Наука как деят-ть, соц-й институт и система знаний. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе
- 36.Познание как постижение истины. Основные концепции истины
- 35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания, основные их формы.
- 38.Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоретические и обще логические методы
- 39.Формы научного знания(проблема, гипотеза, теория)
- 40. Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов
- 41.Понятие социальной реальности и общества
- 42.Особенности соц-го познания и страт-и исследования общ-ва в соврем-й фил
- 43.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества
- 44. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство
- 45. Социальная и духовная сферы жизни общества
- 46. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
- 47. Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества
- 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса
- 49. Понятия и роль техники и технологии в жизни общества
- 50. Понятие культуры и её роль в жизни общества. Ценности, вызовы и риски в современном обществе
- 51.Глобализация. Глобальные проблемы современности и перспективы чел-ва
- 19 Осн этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
- 17 Философия экзистенциализма